Как самарский "король фанфуриков" боролся за здоровье нации

После декабрьско массового отравления настойкой боярышника в Иркутске к бизнесу на «фанфуриках» приковано повышенное внимание. Один из крупнейших в России бизнесменов такого рода — самарец Дмитрий Островский. Журнал «Deло», подготовивший большую статью, посвященную Островскому, отмечает: формально бизнесмен в последние годы вовсю боролся за здоровье нации. Полный текст статьи — ниже.


«Не звоните сюда больше!»— отрезал Дмитрий Островский в ответ на приветствие корреспондента «Дела», не выслушав даже повода, по которому ему позвонили. Он не пересмотрел свою манеру общения с прессой, хотя мог бы. Ведь теперь он снова официально в бизнесе… Этот бизнес пережил в 2016 году и народные сходы, и депутатские требования о закрытии производств.

Бенефициар производства спиртовых настоек и сети аптек, на несколько лет официально дистанцировавшийся от коммерции и вместо этого пытавшийся изображать общественную деятельность по борьбе с алкогольным суррогатом, уже год как снова легализован в части своего бизнеса. Свой Союз производителей галеновых препаратов (СПГП), через который он скромненько транслировал высокую общественную миссию, бизнесмен забросил. Сайт СПГП в 2016 году приказал долго жить: у него элементарно закончился срок регистрации…

Основной производственный актив Островского (его бизнесмен попрежнему официально сторонится) — ульяновское предприятие по выпуску спиртовых настоек «Гиппократ» — в 2016 году оказался под ударом. Сначала его пытались закрыть «зеленые», но это не первый и не последний раз. К этому Островский уже привык. Куда более серьезные последствия для его производства «фанфуриков» может повлечь ограничение торговли спиртовыми настойками. В этом году было инициировано сразу несколько соответствующих законодательных мер…

Вышел из «завязки»

Несколько последних лет Островский старательно делал вид, что он из бизнесмена, торгующего спиртовыми настойками, которыми, если верить СМИ, спивается половина страны, превратился в невинного общественника. Он создал Союз производителей галеновых препаратов (группа лекарственных средств, чаще спиртовых настоек, получаемых из растительного сырья путем вытяжки) и даже некоммерческое партнерство «Центр национальных стратегий продвижения здоровья»!

Оставили ли эти организации какой-нибудь след в истории? Возможно. Но «Дело» его не нашло.

Кроме дежурных заявлений, противоречащих своим антиалкогольным пафосом сути бизнеса по производству спиртовых настоек, Союз производителей галеновых препаратов ничем особым не отметился. Сайт союза не отличался информативностью и при жизни (на нем размещено всего две недатированные новости). В «Живом журнале» предпоследнюю запись союз опубликовал в 2010 году. В ней Островский показательно горевал, что россияне потребляют слишком много косметическо-парфюмерных жидкостей в качестве алкогольного суррогата. Следующая и последняя запись в «ЖЖ» появилась через пять лет: первого января 2015 года (ни раньше, ни позже) союз решил сформулировать свою миссию — защита граждан от фальшивых лекарственных и парфюмерных средств — и после этого канул в Лету.

Сама организация пока существует, но только номинально. Оставив не слишком активную общественную деятельность, которая не привела предпринимателя никуда, Островский в 2015 году официально вернулся в бизнес, став учредителем нескольких своих компаний. Сейчас ему единолично принадлежат медицинский комплекс «Матрешка Плаза» (оператор — санаторий «Металлург»), сельхозпредприятие «Агромаяк» и стекольный завод «Остров Джус». Суммарный оборот этих компаний в 2015 году составил около миллиарда рублей.

Наибольшая выручка пришлась на «Остров Джус» — 759 млн рублей. Но это только вершина айсберга. Дмитрий Островский и его родственники проявились в создании целой группы компаний, которые объединены в единую цепочку с упомянутым предприятием «Остров Джус» и фирмой «Агромаяк». Всех их связывает одно предприятие – торговый дом «Биомед» в Самаре, позиционирующийся на собственном сайте как существующая с 1995 года компания, которая эксклюзивно представляет интересы целого ряда организацийстекольного завода «Остров Джус», компании «Медстар», производящей фармацевтические жидкости, и производителя спиртовых настоек «Гиппократ».

На сайте «Биомеда» есть прямая ссылка на сайт аптечной сети «Биомед». В нее входят 63 аптеки в Самаре и Тольятти, имущество и управление потоками которых в той или иной степени может иметь отношение к компаниям «Розовая пантера», «Лонган», «Витаминка», «Селен», «Биомед58» и так далее. Портал «СПАРК-Интерфакс» при анализе телефонов «Биомеда» выдает информацию о том, что часть из них также обозначена (обозначалась) как телефоны уже упомянутых компаний «Биомед-58», «Гиппократ», «Розовая пантера» и прочих. В свою очередь «Розовая пантера» проявляется в публично озвученных актах проверки Ульяновской природоохранной прокуратуры как поставщик воды на завод «Гиппократ», а предприятие «Агромаяк» — как владелец земли, на которой складируются отходы спиртового производства.

Продукция «Гиппократа» в свою очередь разливается в пузырьки, которые производит «Остров Джус». Продается все «Биомедом», по телефонам которого, как уже сказано выше, звонили (звонят) сотрудники «Гиппократа» и «Розовой пантеры».

Общий оборот группы трудно понять, но если просто суммировать цифры выручки компаний, то получится, что он составляет около 7 млрд рублей. Формально предприятия, работники которых пользуются одними и теми же телефонами, не связаны собственниками. ООО «Биомед» принадлежит Наталье Дементьевой, компания «Медстар» — Наталье Карпенко, ООО «Гиппократ» — Дмитрию Дзюбану и Татьяне Рогожиной. Все это, возможно, делается в целях налоговой оптимизации, а также, как уже было сказано, для дистанцирования от производства «фанфуриков» — то есть от «Гиппократа».

Убойная доза

«Гиппократ» производит те самые дешевые косметические лосьоны и настойки, с применением которых не по прямому назначению (а есть другое?) и “боролся” Островский, когда превратился в общественного деятеля. В народе их называют «фанфуриками».

Производство «Гиппократа» располагается в поселении Мулловка в часе езды от Ульяновска. До 2009 года компания принадлежала Островскому и его семье. В середине «нулевых» бизнесмен вкладывал деньги в модернизацию производства, разрабатывал собственную технологию «почти стерильного спирта» для лекарств. Но к предприятию проявляли излишний интерес контролирующие органы. Например, глава УФНС по Самарской области подозревал, что «Гиппократ» выпускает спирт без лицензии и продает медицинские настойки боярышника через табачные ларьки.

Островский официально от бизнеса и сопутствующих ему проблем отстранился, передав его, как сказано выше, третьим лицам.

В ассортименте «Гиппократа» есть безобидные средства вроде перекиси водорода, но известна компания прежде всего дешевыми настойками и лосьонами, употребляемыми зачастую в качестве альтернативы качественного и дорогого алкоголя. Такие пузырьки содержат более 70% спирта, выпускаются по 25 или 100 мл. Маленький стоит около 20 рублей. Их плюс в том, что они могут продаваться практически в любых магазинах и даже ларьках. Они не считаются ни алкоголем, ни лекарством. Например, лосьон с экстрактом боярышника, согласно информации на сайте «Гиппократа», «предназначен для ухода за кожей лица с целью достижения тонизирующего, дезинфицирующего и ранозаживляющего эффекта».

Спрос на «фанфурики» огромный.

Выручка «Гиппократа» стабильно растет. С 2011 года она увеличилась с 755 млн рублей до 1 млрд 157 млн.

Завод приносит хорошую прибыль, хоть ее показатель и сократился с 2011 года с 34, 5 млн до 7 млн рублей. Производство «Гиппократа» представляет собой несколько неказистых постоянно дымящих зданий вдали оттрассы. В них примерно 30-40 человек разливают спиртовые лосьоны и настойки.

Резкий неприятный запах в округе, отходы, которые сливаются в пруд с издевательским названием Красотка. Уже много лет жители Мулловки время от времени пытаются бунтовать по этому поводу. Завод не раз штрафовали разные проверяющие органы. В этом году выяснилось, что у «Гиппократа» нет лицензии на сброс сточных вод, и ульяновский природоохранный прокурор через суд обязал завод получить ее.
Однако самый интересный сюжет этого года был связан с попыткой закрыть предприятие. Борьбу с «Гиппократом» включил в свою предвыборную программу кандидат в Госдуму от КПРФ Алексей Куринный. В Мулловке устраивались народные сходы. На них приезжали представители политика. Звучали требования закрыть завод. Но выборы закончились, Куринный прошел в Госдуму, а «Гиппократ»… продолжает работать.

По словам члена общественной палаты Ульяновской области эколога Александра Брагина, «Гиппократ» не превышает пределов допустимой концентрации вредных веществ в отходах производства. Но к предприятию остались вопросы по поводу санитарной зоны вокруг него, на которой находятся дома. «Нужно или уменьшить санитарную зону, а для этого «Гиппократу» нужно модернизировать очистительное оборудование, или переселить людей», — объясняет Брагин. По его словам, руководство «Гиппократа» обещало улучшить систему очистки отходов к декабрю. Ну или развести все отходы по полям вокруг, которые, как уже было сказано, принадлежат тоже Дмитрию Островскому. Там в полях барда, по версии руководства «Гиппократа», сгниет как удобрение.

Сухой закон

Бизнес по производству «фанфуриков» в России периодически пытаются остановить политики. Но пока безуспешно. Однако, похоже, перемены не за горами.

Катастрофические последствия для «Гиппократа» может повлечь ужесточение законодательства в сфере торговли спиртовыми настойками. В 2016 году их было сразу несколько. В ноябре Министерство финансов РФ предложило законодательно приравнять настойки и лосьоны к спиртному и контролировать производителей через Единую государственную автоматизированную информационную систему. Это значит, что настойки можно будет продавать только в специально отведенных местах. Кроме того, контролирующие органы смогут отследить, сколько спирта закупают и перерабатывают производители.

Если эту инициативу одобрят, то новые правила начнут действовать с 2017 года. Последствия для производителей настоек могут быть серьезными. По словам экспертов, если спиртовые настойки приравняют к алкоголю, то изготовители должны будут получать лицензии на производство и платить акцизы.

«Сейчас настойки стоят примерно столько же, сколько самогон, и примерно в четыре раза дешевле водки. После введения акцизов их стоимость приблизится к стоимости водки. А по такой цене их не будут покупать. Потребители переключатся на самогон», — надеется глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его прогнозам, от рынка может остаться всего 10-15% — такое количество настоек действительно употребляется в косметических и медицинских целях.
Пока лосьоны и спиртовые настойки классифицировались как косметические средства, их реализации ничто не препятствовало. У отдельных предприимчивых коммерсантов фантазия дошла до того, что они установили в нескольких российских городах автоматы по продаже настойки боярышника «Боярка».

Кто-то с утра — кофе, а кто-то — настоечку. Реклама в Интернете обещала прибыль с одного такого автомата более 35 тысяч рублей в месяц. Но теперь все может измениться. Производителям «фанфуриков» есть что терять. По подсчетам Росалкогольрегулирования, в России в 2015 году было продано от 170 до 250 млн литров лосьонов и настоек, при этом объем легального рынка крепкого алкоголя составил около 950 млн литров. Если исходить из того, что пузырек объемом 25 мл продается примерно по 20 рублей, то годовой объем российского рынка спиртовых лосьонов и настоек может находиться в диапазоне от 136 до 200 млрд рублей.

По данным Министерства промышленности и торговли РФ, «Гиппократ» — один из самых крупных производителей настоек в России.

Он выпустил в 2015 году около 51,8 млн упаковок. Выручка компании составила более 1,1 млрд рублей. Среди других заметных производителей Минпромторг называет компанию «Флора Кавказа» из Карачаево-Черкесии (13,4 млн упаковок), «Бэгриф» из Новосибирской области (10, 9 млн упаковок), Тульскую фармацевтическую фабрику (9,6 млн упаковок) и Ивановскую фармацевтическую фабрику (7,5 млн упаковок). Некоторые производители галеновых препаратов, осознав туманность своих перспектив, заранее озаботились диверсификацией бизнеса.

Например, Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга, выпускающая настойки под брендом «Галенофарм», уже готовится менять ассортимент и инвестировать около миллиарда рублей в запуск производства ингаляторов. Как «Гиппократ» будет подстраиваться под новые правила, неясно. Из ульяновских СМИ известно только, что «Гиппократ» в этом году планировал построить цех по переработке отходов производства в корм для скота. Но любые технологические усовершенствования на предприятии, если они и есть, скрыты от чужих глаз.

Ни экологи, ни представители сельской администрации не смогли рассказать «Делу», как продвигаются работы. Не знают. Директор завода Андрей Волков отказался общаться с «Делом». Основные события на производстве Островского, которое он прячет от посторонних, видимо, будут происходить в следующем году, если закон об ограничении торговли вступит в силу. В истории скандального производства может быть поставлена точка. А может, и нет?

В ноябре в сети появились релизы о том, что завод «Остров Джус» попал в список «лидеров экономики 2016 года» в рамках проекта «Элита нации».

Вопрос о том, сколько стоит попадание в «элиту нации», пока остается открытым.
_____________________________
«Deло»
Поделиться:

1 комментарий

guest
Истинный славянин, с ближневосточными корнями!