"Жирное молоко — только для Москвы"

Типичный тольяттинец последних лет любит, придя домой с сумками, набитыми бананами, мандаринами, мясом, йогуртами и прочими вкусными и полезными продуктами, сесть в интернет и начать писать: «Тотальная нищета! Невозможно жить!» Минувшей весной на эту тему уже прошла довольно оживленная дискуссия. А сегодня — ностальгический текст о благословенных временах брежневского застоя.


Костромской писатель Игорь Дедков с 1950-х по 1990-е вёл дневник жизненных наблюдений. Отдельные его впечатления — о дефиците еды в своём городе. Дедков показывает, как постепенно, начиная с 1970-х, российская провинция нищает, люди не могут купить себе даже молока, мясо пропадает вовсе. Глубинку накрывает мрак безысходности.

Игорь Александрович Дедков родился в Смоленске в 1934 году. Окончил в 1957 году факультет журналистики МГУ, но в Москве его не оставили, и он уехал работать и жить в Кострому. В 1970-е Дедков — зам. гл. редактора газеты «Северная правда», с 1976 года — ответственный секретарь Костромского отделения Союза журналистов.

Он вёл дневники с середины 1950-х. В 1992 году Дедков свёл их в единую книгу, но при жизни она не увидела свет. В 1994 году Дедков умер. Эти дневники вышли в нескольких номерах журнала «Новый мир» с 1996-го по 2003 год.

Мы публикуем небольшую часть этих дневников, в которых Дедков фиксирует умирание продовольственного рынка в Костроме в 1970-е, о том, как в начале 1980-х децифит настигает и Москву.

29.12.76

Пенсионерам дают к Новому году талоны на мясо в домоуправлениях (1 кг на пенсионера). Впрочем, не талоны, а «приглашения». Получаешь «приглашение» и идёшь в магазин. Сегодня «Северная правда» отправила своих представителей в магазин, чтобы получить мясо (по 1 кг на работника). Именно так дают мясо трудовым коллективам. В магазине же сказали: берите тушу и рубите сами. Редакционные женщины возмутились и ушли. После телефонных переговоров с начальством мясо обещали завтра: и разрубленное, и высшего сорта. Сегодня жена Камазакова, член областного суда, целый день сама рубила мясо. Этому коллективу мясо выдали тушей. Рубили, взвешивали, торговали.

25.10.77

В эти дни повсюду по конторам собирают по 7-8 рублей (на колбасу и за курицу), чтобы можно было отметить 60-летие родного государства. Сам видел, как в отделе комплектования областной библиотеки среди стоп новых книг на полу лежали грудами куры и стоял густой запах. Все ходили и посмеивались. Такая пора: все ходят и посмеиваются.

В эти дни в магазинах нет туалетного мыла. Нет конфет. Само собой разумеется, нет мяса (на рынке в очередь — по четыре рубля за кг), нет колбасы, сала и прочего.

Виктор Б. уверял меня, что ливерная колбаса ныне переименована в «растительную» (58 и 60 копеек за килограмм). Сегодня впервые я попробовал пить кофейный напиток производства ростовского (ярославского). Состав: ячмень — 75 процентов, овёс — 15 процентов, рожь — 10 процентов. Пить можно, но действия никакого. Пахнет зерном.

22.11.77

И.Клеевицкий (начальник облкниготорга) рассказывал мне сегодня о том, как допекают его всякие начальники из-за книг. Как-то позвонил второй секретарь К.Суслов и попросил достать «пять Пикулей» (имеется в виду сборник исторических рассказов Пикуля). Когда же председатель облисполкома К.Донцов обнаружил, что когда-то, лет десять, а то и больше назад, он не выкупил какого-то тома какого-то издания, то дал Клеевицкому машину и отправил его в Москву на добывание недостающего тома. Клеевицкий сделал всё, что мог, но не добыл. А чтобы убедить Донцова в серьезности своих усилий, он привез официальный ответ от какого-то крупного книготоргового начальника, что достать этот том сейчас не представляется возможным. Клеевицкий жаловался, что все дела теперь приходится устраивать с помощью книг и преподносить книги строителям, автотранспортникам и т.д. Да и в Москву, сказал, приходится возить книги, чему я удивился.

2.12.77

На областном собрании физкультурного актива представители из районов говорили о том, что нельзя ждать никаких результатов от штангистов, потому что спортсмен в районе, даже в областном центре, не может поддерживать необходимый режим питания. Все запасы пищи, которые я привёз из Москвы, закончились; осталось немного корейки. Я понимаю, что всё это можно стерпеть. Когда Слава Сапогов огорчился, увидев в продаже только синие лампочки (у него уже в комнатах темно), я ему сказал: «А ты не огорчайся, ты смейся, потому что, может быть, так и было задумано».

Приближение праздника чувствуется во всём: несут елки, в пять вечера на улице выстраивается очередь за маслом, по конторам (служащим) продают мясо по килограмму, низшей категории. Значение пролетариата как авангарда сказывается в том, что рабочим выдают тот же килограмм, но двухрублёвый.

12.10.78

Сливочного масла нет.

В эти дни заканчиваются работы в колхозах и совхозах, в которых участвовали тысячи горожан. Никто и не думает этих людей просить. Звонок из райисполкома («примите телефонограмму») обязывает: такого-то числа поставить в такое-то хозяйство столько-то человек. Эта власть давно разучилась уважать своих граждан, она — бесцеремонна. Всякое непослушание, принимающее — даже невольно — политическую окраску, расценивается как худшая из разновидностей непослушания и нарушения порядков. И пьянство, и хулиганство, и прочее понимаются и воспринимаются (и наказываются также) много спокойнее и легче, чем инакомыслие.

26.10.78

В Кострому прибыли 25 молодых азербайджанцев-мелиораторов. Это нужно понимать так: братья азербайджанцы явились на помощь своим русским братьям. Теперь-то матушка-Россия будет спасена, навалятся дружно азербайджанцы, грузины, узбеки да туркмены, отмелиорируют её бедные земли на славу, и начнется новая жизнь. И уже в Сусанине строят, спешат ракетчики — отложив какие-то свои дела — 60-квартирный дом для азербайджанцев и тех, кто прикатит следом. А про азербайджанцев уже поговаривают, что они уже просят барашков и удивляются, почему это в Костроме буквально каждый день — мяса нет.

Галунина рассказывала, как ходила недавно в ресторан Берендеевка. Там обедала группа грузин; какая-то заехавшая в Кострому делегация, а не предприниматели с базара. И вот один из грузин, разговорившись с Аней, сказал, что у вас здесь нет достоинства. У вас нет того и другого, а вы делаете вид, что так и должно быть, что всё в порядке. У вас нет достоинства, повторил он и, уходя, сказал: «Подумайте об этом».

8.12.78

Москва в эти декабрьские дни наводнена приезжим народом. За мясом и колбасой огромные очереди. Даже выехать из Москвы трудно. Никогда не видел зимнюю Москву такой. Достали и до Москвы продовольственные нехватки. Самарская (из «Молодой гвардии») нимало не смущаясь сказала мне, что на одной из новых станций метро есть изображения городских гербов из т. н. Золотого кольца и что теперь москвичи говорят: это города, которые у нас кормятся. Принято решение раскрепить московских писателей по магазинам. Ради этого решено устроить приём в честь пятидесяти директоров гастрономов, и на правлении Литфонда обсуждали вопрос о выделении денег для преподнесения директорам книжных подарков.

Герой СоцТруда Буракова. Приехала она на областную партконференцию. Сначала рассказывала, как два вохомских председателя ездили в Голландию и как им там понравились условия сельской жизни.

Настроение у этой женщины было не очень веселое. Молока сырзаводу не хватает. Коровы стоят голодные. «Съездишь на ферму, потом полночи не спишь, всё эти коровы в глазах стоят». Они уже не способны принести приплод, настолько обессилены. Осенью вручную было выкошено около пяти тысяч га пшеницы, ячменя, овса, из тех, что не взяли комбайнами. Выкосили, сложили в копешки, и всё ушло под снег.

Люди пьянствуют; видела она и спящих пьяных доярок, свалившихся прямо на ферме. «Наверное, мы долго не проживём», — сказала она, и я даже не сразу понял, о чем это она. Оказалось: о войне.

С горечью рассказывала, как ездила в Одессу в связи с экспортом сыра на Кубу. Её поразило обилие и высокое качество товаров, отправляемых на Кубу, — масла, консервов, сыра и т. д. — и почему своим ничего не остается.

О нынешней ситуации в хозяйстве. Такие есть данные: в этом году уже пало крупного рогатого скота: 9886 — в совхозах, 6900 — в колхозах области. Теперь понятнее, почему директор сырзавода, вернувшись с ферм, долго не может заснуть. Она вспоминает, как дрались коровы из-за корма, и как сильные теснили слабых, и какой стоял рёв.

В обкомовском буфете клюква стоит три рубля килограмм. Это дороже заморских фруктов.

4.1.79

Сегодня в редакцию позвонил И.Иванов (зам. зав. отделом агитации и пропаганды обкома партии) и сказал, что необходимо выделить трёх человек на курсы трактористов.

15.9.79

В библиотеке мне сказали, что к сентябрю каждая сотрудница библиотеки уже тридцать раз ездила на работу в колхоз и неизвестно, когда поездки закончатся. Такое массовое привлечение людей к сельхозработам всех удивляет: прежде такого не было. А что будет дальше? — спрашивают себя люди.

21.5.80

Пучок редиски (пять штучек) стоит на базаре 50 копеек. Яблоки (там же) — четыре рубля. Шофёр из красносельской редакции возмущался по дороге этими ценами. Он хотел купить в Костроме селёдку, но не нашёл. Вёз в Красное (36 км от Костромы) спички, потому что со спичками перебои. Говорит, что масла и сыра в Красном нет, молоко бывает, но лучше всего снабжают водкой. У нас, в городе, опять нет масла, нет муки, крахмала, всё реже удается купить кефир, творога нет.

2.11.80

Из Демидкова перевезли в середине октября два мешка картошки; стало как-то полегче, какое-то время не придётся рыскать в поисках картошки: на базаре есть, да нужно приходить вовремя, а в магазинах — небывалое дело — нет. Когда приезжал Стасик, хотел купить коньяка, но не смог: нигде не было, да и водки не было; мрачные люди стояли у винных отделов, ждали привоза, а услышав, что где-то какое-то дешёвое винишко есть, подхватывались и устремлялись в указанном направлении. Было во всем этом что-то унизительное.

10.2.81

В зале горкома партии проходила встреча интеллигенции творческой с руководителями города.

Тома подала там вопрос о молоке. До каких пор, спросила она, в нашем городе будет продаваться молоко только пониженной жирности (1,4%)? Ответ был таков: молоко будет таким и впредь. В стране сделано исключение (жирность: 3,6%) для Москвы, Ленинграда, Киева и ещё нескольких городов. Разумеется, никто этому не удивился. Нас уже приучили к существованию привилегированных городов, пространств, слоёв и групп населения. Почему московские дети должны жить в лучших условиях, чем большинство их сверстников? Этот вопрос не возникает.

Теперь всё перевернулось: со всех маленьких станций, со всей России едут в большие города, но, не найдя и там колбасы, мяса, творога, а то и масла, устремляются в Москву.

2.1.82

В Москве — всюду толпы, очереди, кипение. Была последняя неделя декабря, и русская провинция брала свое. У одного из магазинов увидел толпу, перед толпой стоял грузовик, и какой–то мужчина с грузовика что–то кричал толпе, энергично потрясая руками. «Революция», — подумал я, но подошел поближе. Мужчина выкрикивал цифры по порядку: триста шестьдесят четыре, триста шестьдесят пять и т. д. Магазин назывался «Ковры». Если бы эту сцену снять кинокамерой и скрыть магазинную принадлежность здания, то всё это можно озвучить как уличный митинг. Столько страсти и благородного энтузиазма в том мужчине на грузовике!
_______________________________
"Толкователь"
Поделиться:

121 комментарий

guest
А если публиковать дневники девочки Тани Савичевой, то мы так вообще как боги живем. Так просто напомню — 21 век уже, может пора прекратить равняться на г*** сорокалетней давности?
Комментарий отредактирован: 11 января 2017, 08:55
Nonstop
пора прекратить равняться на г*** сорокалетней давности
Сравнение — это метод познания и экономического анализа. Вам ли не знать?
guest
Сравнивать и равняться - разные вещи.
Nonstop
Сравнивать и равняться — разные вещи.
Я не вижу равнения.
Я вижу сравнение:
тольяттинец последних лет любит, придя домой с сумками, набитыми бананами, мандаринами, мясом, йогуртами и прочими вкусными и полезными продуктами,
Дедков фиксирует умирание продовольственного рынка в Костроме в 1970-е, о том, как в начале 1980-х децифит настигает и Москву.
slavasmirnov
Помню, весной 1986 года уезжал из Москвы, и купил в магазине рядом с Казанским вокзалом круг сыра. Не порционный кусочек или даже один килограмм — а целый круг килограммов так на шесть. Продавщица смотрела на меня как на провинциальное голодное чмо. А когда я еще следом купил пять баночек растворимого кофе, у нее вовсе отпали все сомнения: перед ней — именно голодное провинциальное чмо.
uuuuuuu
Длинное, зелёное и пахнет колбасой.Что это?
slavasmirnov
Во-во. Но я, правда, не специально.
uuuuuuu
А я бывая на соревнованиях в Москве или Ленинграде всегда отцу сигареты блоками специально покупал.Болгарские.Потому как у нас они были в дефиците.
number5
именно голодное провинциальное чмо.
Угу. Где-то в те же годы был там. Ничего не привозили из жрачки. Было конечно прикольно, что сосиски с макаронами можно заказать и съесть прям на улице, но вот чтоб так, сыр килограммами… Может это чисто писательское? Как там у классика — гений должен быть голодным. )
Nonstop
В Димитровград тогда тоже можно было ездить, иногда там что-то попадалось из продуктов приличное
Комментарий отредактирован: 11 января 2017, 12:35
guest
Да, в области, где родился Ильич, снабжение было на порядок лучше. И это касалось не только продуктов.
Nonstop
в области, где родился Ильич, снабжение было на порядок лучше.
надеюсь, вы не думаете, что Димитровград снабжался хорошо, потому что там родился Ильич? )))
guest
В том числе и поэтому. Ну и плюс ядрЁная энергетика там.
OMG1
Тольятти в какой категории городов снабжения был? ) Хотя чего про «категории», да. ) Вот именно из еды отличного качества 30 лет назад небедный человек на 300 рублей купить не мог в месяц в том же Тольятти? ) Вопрос в том где, у кого, каким образом, но именно из еды? Так и сейчас вопрос будет при покупке еды отличного качества на 30 тысяч «где, у кого, каким образом». ) В первом попавшемся «магните», «пеликане» не купить будет. )
OMG1
У того же автора ссылка есть на переводной натовский доклад ) Кому интересно может. )
guest
Это с чего вы зп в 300 р "советских" приравняли к сегодняшней тридцатке? Во первых в Тольятти 300 р не зарабатывал никто (1-3% населения не в счет). Во вторых, тогда даже получая тыщу (можно было рублей 800 зарабатывать гоняя вахтовым методом на север) в Тольятти жвачку было не купить.
uuuuuuu
Каменщики многие.Слесари-инструментальщики на КВЦ.А на Северах по зимнику зарабатывали и поболе тыщи.Жвачку купить было можно.Но дорого и чревато.
OMG1
Бесполезный спор будет. )) Спросите как-нибудь тех, для кого словосочетание «ОБХСС» не пустой звук, что купить, что не купить было. )
number5
что не купить было
Бартер он не в перестройку народился, в перестройку он принял масштабы. А так было по мелочи. Работаешь на ВАЗе? А я на мясокомбинате. Ты мне подшипничег, я тебе свиную шейку. Ну а писатели пусть дальше пишут, что жрать нечего. ))
guest
Зато жили дружно и надежда на завтра была! Квартиры бесплатно давали, лечили и на курорты отправляли. А еще в мире боялись. Нашли какие-то записки сопливые и размазали по своим бумажкам, демократы хреновы!
guest
Вспоминаю из 1979 года.
Препод в универе. У него жена из ФРГ. Он часто там бывал.
Однажды спрашивает – как вы думаете - чему на Западе завидуют нам?
Мы опешили – разве можно чему-то у нас завидовать сытому Западу?
Думали всей группой с час не меньше. Не осилили!
И тогда он произнес – УВЕРЕННОСТИ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ!
Мы со скепсисом восприняли его утверждение.
Зато сейчас, думаю, многим из нас стало понятно, что это гораздо ценнее
палки колбасы и шмоток, которые не каждый еще и может себе позволить.
guest
Что толку от уверенности, которая оказалась ложной?
Nonstop
Что толку от уверенности, которая оказалась ложной?
нет ничего вечного, всё меняется. Но лично я так долго жила с ощущением уверенности, что поверила в то, что это навсегда. А у вас был хоть один такой день в «несовке»?
guest
Конечно. Все детство прожил с этим ощущением
Комментарий был удален
mihail
А теперь давайте подумаем. Чисто теоретически, если переместить человека во времени из 1981 года в 2017-й — сможет ли он с непривычки есть нынешнюю пищу? Да просто не будет. Это все делается постепенно. Постепенно несколько раз подменяются госты, составы. И в итоге скотина 1981 года не будет жрать то, что ест человек сегодня. Но человек доволен — еда, епта, изобилие ))
Alrisha14
Вот уж да. Я вот курицу люблю. Года три назад Самарский бройлер продавал именно цыплят, прям вот вкус бабушкиной курицы, которую забивали перед нашим отъездом и заворачивали нам в дорогу. А потом опять пошло медузоподобное нечто. Дочь не ест вообще курятину.Так, что изобилие только для глаз, на вкус все пластмассовое. Что-то как-то не привыкается.
mihail
Да это очень просто. Подведите весь нынешний суррогат под ТУ 1981 года. И на прилавках будет также пусто )
Alrisha14
Так для нас и пусто. Мясо, рыба, фрукты, овощи, молочка, крупы. Остальное существует кажется только благодаря эмульгаторам, которые смешивают несмешиваемое. Вот торт на НГ был песочный настоящий большой и с грецкими орехами. Пришлось повозиться, А хочется купить иногда. А нету.
guest
Вы дочери купите деревенскую курицу, отварите ее часа 2-3 и за уши не оттащите. А напичканные антибиотиками больше не покупайте
Alrisha14
Пусть котлеты ест с индейкой. Куры у нас редко бывают, и какие-то они старые.
CepGo
Да они не старые, в том и дело. Они МОЛОДЫЕ, но уже МОНСТРЫ. Их разделываешь на филе, а там сплошные плёнки, сопли какие-то. Кости грудины разворочены, как буд-то вширь их просто разрывает… Кто-то мне сказал домашних можно найти, но на рынке и оч. дорого.
Alrisha14
Вы утку деревенскую разделывали? Вот это мучение, я была вся в жиру, мучилась с час наверное. А на рынке как-то специально покупала и цыплят деревенских и кур больших брала. Но, что-то именно на деревенских, вкус которых помню с детства, они не тянут. Впечатление забивают старых несушек и цыплята с автозаводского рынка явно левые.
CepGo
Ну, кроме автозаводского есть ещё всякие колхозные. На крайний предубеждённый случай, можно с каким-нибудь частником договориться, что когда он будет курочек резать, маякнёт, продаст… ) Я не такой большой разборчивый гурман, поэтому уверен, не уверен — перед едой молюсь и спокойно ем )
Nonstop
Кто-то мне сказал домашних можно найти, но на рынке и оч. дорого.
приходите на ярмарку Поле Чудес. Легко — и гуси бывают, и куры.
CepGo
Даже не представляю себе где это )
Nonstop
Даже не представляю себе где это )
вы москвич?
guest
160-190 руб. за кило это дорого? По вкусу как говядина
CepGo
Я ещё не искал, мне пока только так расписали )
guest
Хз, почти все это лето провел в деревне. Парное молоко, овощи со своего огорода, яблоки, ягоды. В сентябре без проблем перешел в городе на Пестравку )
Ну и высокое качество продуктов в СССР-это какой-то миф.
mihail
Со своего огорода, это все понятно. И не про все речь. Пестравка — нормальный продукт.
guest
Да не было в магазинах нормальных продуктов. Никаких. Вообще. И любое "пальмомасловое" современное говно из Ленты тогда было несбыточной мечтой.

ЗЫ. Не берем в расчет тех, кто мог в магазинах закупаться через служебный вход.
mihail
Да Вы то откуда знаете. Вам 3-4 года было. Вы помните себя в три года, Александр? ))
guest
Я родился в 78 году. И отлично помню всю прелесть того бытия.
mihail
Оптимизм это хорошо. Но Вы уже просто привыкли. Я об этом и пишу. И заметьте, что я не ругаю и не хвалю СССР. Но ТУ 1981 года большая часть продукции не выдержит. А человек из 1981 (1978) года не сможет проглотить большую часть нынешнего рациона. Пожует и выплюнет.
guest
ТУ-это какая-то волшебная аббревиатура, которая гарантирует вкус или качество? Думаю что вы заблуждаетесь. К сожалению мою (или вашу) правоту нельзя подтвердить экспериментальным путем.

Хотя моя косвенно подтверждается тем, что когда появились урсовские магазины, там появилось (как мы сейчас понимаем) самое настоящее г-но, но в красивой упаковке. И пользовалось оно фантастическим успехом. Жрали и не морщились )
mihail
А это так приучали. Я просто сам этим занимался )
UkrKiev
А человек из 1981 (1978) года не сможет проглотить большую часть нынешнего рациона. Пожует и выплюнет.

Помню, помню.
Плевались. Примерно вот так.
mihail
Юр, ты же питаешься почти как бог. По сравнению с нами убогими. Сам недавно писал. Да и пузо у тебя — будь здоров. Кого ты смешишь этим фото? )
UkrKiev
кстати пуза у меня особого и нет.
А так- да. 106 кг.
не боись. Я дрыщей не обижаю.
mihail
Спасибо, добрый человек )
Ты чего то потолстел на кило за полгода. надо следить за собой. Надо себя заставлять — не есть.
UkrKiev
Праздники. Лишних 1.6 кг «прилипло»
Но то такое. Ненадолго.
guest
В АТО бы тебя хряка толстожопого, а донецкие трактористы утилизировали, очередного укрокиборга
UkrKiev
В АТО бы тебя
Потерпи. Придет и твое время. Я думаю успеешь отгрести…
guest
Наблюдал , наблюдал, как под Изварино в карьере щебеночном в июле 14 утилизовали пару тысяч "вояк" бандеровских
UkrKiev
Наблюдал, наблюдал,
Прям лично?
guest
Даже слепые, проезжающие через Изваринское КПП в июле 14 не могли этого не видеть и не чувствовать смрада из карьера. Так доблесные каратели заполнили карьер под Урало Кавказом
uuuuuuu
Михаил.Вот зачем Вы с пузастым разговариваете? Оно прилипчевое.
UkrKiev
О. Здоров паталогоанатом.
Протрезвел?
Alrisha14
Может просто все местные? И дальше Тольятти нигде не были? В Минске можно было киви купить. В Оренбурге молоко со сливками и бутылки такие с длинным горлышком.Мороженое на каждом перекрёстке, в Краснодаре квас, в нулевых правда, ну очень вкусный, у нас бурда бурдой. Мужу за 50, вырос в Кемерово, учился в Москве. Родители мои с Оренбурга.
Nonstop
Я родился в 78 году. И отлично помню всю прелесть того бытия.
вы помните запах настоящего молока в молочных отделах?
а запах свежего хлеба и настоящих «наполеонов» и «эклеров»?
а настоящий (не разведенный) томатный сок, разливной, в который ты сам мог добавить столько соли, сколько хотел?
а пломбир в вафельных, хрустящих стаканчиках на развес, пробовали? Запах ванили от лотка с мороженым стоял такой, что голова кружилась…
а масло? масло — вологодское, по 3.70 (дорого, зараза!) — ели? Я несла его из магазина одним твердым кусочком, оно не таяло — и именно это — признак высокого качества масла
А конфеты, наши, «Куйбышевские», то, чем мы гордились перед моквичами. Их бабаевский шоколад в подмётки не годился. От шоколадной фабрики в Самаре запах стоял на полгорода.
Ничего вы не помните. Продукты были очень качественные. Очень.
Комментарий отредактирован: 11 января 2017, 21:39
Alan
с возрастом обоняние просто ухудшается и еда не такой вкусной кажется, как в детстве. Это субъективное восприятие. В любое время и в любую эпоху человек скажет, что в детстве мороженное вкуснее было.
uuuuuuu
Это от курения всякого навоза через кальян обоняние ухудшается.Хотя при чём обоняние, если разговор о вкусовых рецепторах?
Alan
за сигареты что ли обиделись? да ладно, курите на здоровье )

Нонстоп про запахи писала, я ответил )
Комментарий отредактирован: 12 января 2017, 07:39
uuuuuuu
Зачем «обиделся»? Просто воплощаю в жизнь принцип «симилио симилибус».Оно ведь интересно, как подопытное «элитэ» реагирует.))
Alan
Оно ведь интересно, как подопытное «элитэ» реагирует
ну и как результат опыта? в норме рефлексы?
uuuuuuu
Укладывается в картинку.Ещё дермографизм бы посмотреть.Думаю что белый, в лучшем случае если красный, то возвышенный.
Nonstop
Ещё дермографизм бы посмотреть
Доктор, а зачем нужен график дерьма пациента? ))))
uuuuuuu
Ну как же! Если дерьмо выходит по графику-это хороший прогностический признак.))
Alan
Ещё дермографизм бы посмотреть.
дермографизмом стараюсь не увлекаться, тут и без меня журналистов хватает )
Комментарий отредактирован: 12 января 2017, 08:53
uuuuuuu
Я помню.В специальных знаниях Вы не сильны.Ваш удел-это глобальный анализ.Аристотель, средний класс, Юнг и т.п.)
Alan
мои специальные знания пусть работодатели оценивают, тут ими щеголять не вижу смысла. Для большинства посетителей это ещё более темный лес, чем Ваша латынь )
Комментарий отредактирован: 12 января 2017, 09:00
Nonstop
Для большинства посетителей это ещё более темный лес
торсионные поля, небось? )))
uuuuuuu
Пяток, другой расхожих латинских выражений-признак нормально образованного человека.Не более.Но и не менее.
Alan
Пяток, другой расхожих латинских выражений-признак нормально образованного человека.Не более.Но и не менее.
согласен, но 86% местных посетителей без гугля ни одного не поймут )
Комментарий отредактирован: 12 января 2017, 09:11
uuuuuuu
90%, наверное.Но там раскладка несколько другая.Из тех 14% хорошо если 0,1%.У этого контингента память вообще внешняя, без компутера-нулевая.))
number5
90%, наверное.
и по русски не врубаются… даже с гуглём. )) Невербальное сообщение смайликами в коммент не воткнешь, да.
guest
Да да. И деревья раньше были гораздо выше )))
uuuuuuu
Были выше.Да.И трава зеленее.А бабы были моложе.)
guest
Какие-то сказки вы рассказываете, к реальности имеющие очень мало отношения. Теперь будем разбивать по порядку:
1. про хлеб согласен. Тогда он был вкуснее в основном. Но его было всего 3-4 вида. Даже Бородинского в наших краях никто не знал. Кроме того, почему-то в деревни, например, хлеб привозили строго по расписанию и к назначенному времени в очереди уже стоял весь колхоз.
2. Томатный сок помню либо в трехлитровых банках, либо в стеклянных конусах по стаканам разливали. В банках он точно был не особо натуральный. Натуральный обязательно расслаивается на воду и мякоть. А он стоял четко однородный. Хорошо помню, потому что соков кроме томатного и березового не было никаких.
3. Про мороженное вранье полное. Относительно легко можно было купить в Тлт только молочное по 10 коп. Изредка сливочное. Пломбир в брикетах уже редкостью был. На развес-вообще экзотика. И уж точно никогда ванильное к нам не попадало. Так же как и эскимо.
4. Масло было по талонам, довольно вкусное, но если вы купите сегодня рублей по 200 за пачку, то оно будет не хуже. Кроме того, натуральное масло как раз-таки должно таять. Если бы вы хоть раз в жизни пахтали его самостоятельно (т.е. натуральность вообще предельная), то знали бы это. Конечно, при этом оно должно держать форму, не растекаться.
5. Конфеты на "России" делали отличные. Вот только в продаже их не было. И, открою секрет, запах от фабрики и сейчас стоит такой же :)
Nonstop
Про мороженное вранье полное. Относительно легко можно было купить в Тлт только молочное по 10 коп
вы просто позднее родились. И было это в Самаре. Мороженщица стояла со своей тележкой (!) около Клуба Революции, что на углу Ленинской и, кажется, Льва Толстого. Мы покупали мороженое, шли в кино, и я старалась побыстрее съесть его, чтоб потом, отдельно скушать вафельный стаканчик — такой он был вкусный. Я не вру.
Комментарий отредактирован: 13 января 2017, 08:15
uuuuuuu
Про мороженное-это правда.Я в Тольятти живу с 1972 года.И помню.например, забастовку водителей автобусов вазовских.Смена тогда на ВАЗе была тыщ тридцать, если не больше.Такая толпа идущих на работу людей-очень впечатляло.Вот после этого появилось московское мороженное: Лакомка, Пломбир за 48 коп(за 24 коп если хотел, то продавщица оффигенным ножом резала брикет пополам.), даже Бородино было пару раз.Но это после того эксцесса.
CepGo
Пфф… Откудова нам знать, что там в Самарах ваших кушали? )
Alrisha14
Где тогда эклеры купить с настоящим сгущеным молоком? И нормального размера, а не лилипутские? Не получается дома все своё готовить. Я вот картошку всегда сама делаю, пыль от печенья вперемежку с жиром есть не буду. Но вот эклеры делать так и не научилась, трудоемко уж больно.
guest
Разочарую вас, но эклеров со сгущенным молоком в Самарской (тогда еще в Куйбышевской) области не было. Или опять же в режиме "выбросили на прилавок". Можно было купить неплохие пирожные и трубочки с заварным кремом, коржики, уже к 90-м появились кольца с арахисом. Но все это было в кафе-кулинариях и далеко не всегда. Мы такое караулили в кафе "Былина" на Ворошилова (интересно посмотреть, что там сейчас :) )
Aleksashka
В былине сейчас мелкая оптовка.
А по поводу «любое „пальмомасловое“ современное говно из Ленты тогда было несбыточной мечтой» — люди со временем разобрались бы, что им подсовывают говно, и перестали бы брать. Знаю реальную историю — в середине 90-х одна пожилая женщина, прожив всю жизнь в СССР, и немножко в бывшем СССР, уехала на ПМЖ на историческую родину в Германию. Но через непродолжительное время, м.б. года через 2, вернулась назад. Причин возврата было несколько, и среди них то, что еда не вкусная, т.е. ненатуральная. Это меня удивило, я ещё подумал, мол слишком привередливая бабушка. Сейчас мне понятно её недовольство той едой, т.к сейчас и у нас нормальная еда постепенно заменена на «пластмассовую», к которой население т.н. капстран приучено уже давно.
UkrKiev
заменена на «пластмассовую», к которой население т.н. капстран приучено уже давно
Почему только капстран? В ГДР практически не было сливочного масла. На хлеб немцы мазали обычный маргарин. Сейчас это называется спред.
На том их ГДРовское «изобилие» и держалось. В отличии от СССР.
guest
Про таких бабушек-сказки и легенды. Могу еще одну легенду вам рассказать.

В самом конце 80-х наш сосед (на ВАЗе кем-то работал, но не шишка) был отправлен в командировку в Германию. Даже не помню, в ФРГ или в ГДР. Наверное все-таки в ФРГ. Оттуда как водится пригнал древний Опель, привез двухкассетник и прочую классику жанра. А также рассказал, что консервы мясные там обалденные, только почему-то на них собаки нарисованы.

Вот просто хотелось бы прямо четкое сравнение, что тогда было вкусным, а сейчас г-но.
Колбаса, хлеб, молоко, мороженое, лимонад...?
solnce
Я 81 года. И помню вкусно молоко в треугольнике. Упаковка такая была. Оно было жирное и вкусное. Но такое я пробовала только на юге. У нас синее в бутылках продавали. А как талоны пошли, так вообще не помню ничего вкусного). Конфеты «палитра» — верх вкуса). Тем у кого родители работали на Вазе везло. Вкусные конфеты, собачьи сосиски и консервы). У меня не работали. Завидовала жутко)). Талоны, опять же, которые выдавали на Вазе в урсовский. Папа как-то купил их у кого-то и отоварился кожаной курткой. Вот это было счастье).
guest
Такое молоко у нас тоже было. Его жирность кстати была всего 1,2%. Это был уже буржуйский Тетрапак )
mihail
70-80% всего этого — говно. Если бы Вы предложили поесть это человеку в 1981 году, он бы выплюнул. Если Вы вернете требования 1981 года к этим продуктам, то 70% вылетит с прилавков и будет опять пустота. С точки зрения экономики это называется захват свободного рынка и превращение его в колонию за счет насыщения стекляными бусинками. Но 70% сегодняшней еды — это не пища. Но это аргумент в руках тех, кто продолжает производить дерьмо под лозунгом — иначе сдохнете от голода.
solnce
Хорошая еда стоит хороших денег. Себестоимость моей курицы далеко не 120 руб., как предлагает супермаркет.
Люди не могут позволить себе качественные продукты. А кормить людей чем-то надо.
Комментарий отредактирован: 11 января 2017, 19:16
mihail
А если говорить проще, а не терминами экономики, — это подсадка на тяжелый наркотик. Продуманная, хитрая и целенаправленная. И не только в еде.
guest
Я бы согласился с этим утверждением, если бы вы говорили, что было говно тогда, и сейчас говно. А какие-то волшебно-мифические требования от 81-го года звучат неубедительно. Или же на них в реальном производстве также плевали.
mihail
Александр, согласитесь, что всегда трудно доказывать что-то в комментариях. Для этого надо писать пост. А то и статью (которую за много буков читать не будут). приводить состав гостов. Приводить мнения людей, помнящих тогда и сейчас уже во взрослом трезвом рассудке. оттуда можно вывести, зачем все это организовывалось и как. Но это невозможно в комментариях сделать.
Комментарий отредактирован: 11 января 2017, 19:28
guest
Полностью согласен, что в комментах трудно что-то доказать в таком спорном вопросе. И я бы согласился с тем, что это та тема, где вполне может быть и две правды. :) Но смущает в ваших сообщениях, что вы уходите в теорию заговоров, что "это все организовывалось". Надеюсь, хоть не на троих против нас соображали? Ротшильд, Рокфеллер и Даллес :)
mihail
Ну что такое теория заговоров? есть такая умная доктрина римского права: всегда ищи кому выгодно? )
Остальное — фон.
guest
Можете закидать меня гнилыми турецкими помидорами (свежие-то еще не начали ввозить)), но западный бизнес, который вы подразумеваете, живет по принципу вин-вин, т.к. именно он приносит максимальную прибыль. И отход от советских принципов играет в пользу как бизнеса, так и потребителя. Хотя последнему и нужно включать теперь голову, а не брать на полке единственно возможный продукт.
mihail
Я совершенно с Вами согласен. Только надо учитывать, что западный (да и российский во многом) бизнес живут так в рамках заданной им кредитно-финансовой системы захвата рынка. А она (система) тоже не вечна. Да и рынок не бескрайнен. Прекращаем? )
guest
Система как раз вечна и многократно в условиях реального рынка (у нас его пока нельзя таким назвать) показывала способность к самоочищению.

Но экономический вопрос совсем не хотелось затрагивать. Я старался держаться в рамках обсуждения вкусовых качеств продуктов сегодняшнего дня и советского времени.
mihail
Я понял. Поэтому также стараюсь придерживаться только темы. Вообще, все произойдет само собой. Постепенно. И лет через 20 Вы, возможно, будете доказывать мне то, что сейчас доказываю Вам я. Слово «постепенно» — ключевое )
guest
Возможно и буду ) Но причиной этого, скорее всего, станет мой переход в возрастную категорию "старый пердун" :)
mihail
Это всего лишь Ваше субъективное мнение. и не я это сказал )
Alan
Хотя последнему и нужно включать теперь голову, а не брать на полке единственно возможный продукт.

вот с этим вся сложность. совку нужно, чтобы президент придумал ГОСТ, сделал по нему колбасу и заставил эту колбасу сожрать. Совок не хочет брать на себя ответственность за выбор, многообразие его страшит. Когда он приходит в магазин и там лежит 20 видов колбасы, ему тут же мерещится масонский заговор.
zuko
Ну вот нифига ты не похож на умного. Стандарт подразумевает наличие основного продукта, в данном случае мяса в колбасе, не менее определенного количества от объема/веса в процентах. Разнообразие сортов обеспечивается приправами, добавками, способом приготовления.
Кстати, за «совок». У меня родственница очинно любит это слово повторять. К месту и не к месту. Но ей простительно. Она инвалид третьей группы и у нее шизофрения. Даже справка есть. Вот и ты так же ))).
CepGo
Чуть ниже я дал ссылку на статью о мясе в колбасе и чем, ПО ГОСТу можно это мясо в колбасе заменять. Так что не всё так просто :)
CepGo
Хлеб с «Тольяттихлеб» уверен по вкусу такой-же, там за ГОСТы порвут ) Мороженное можно найти вкусное, но нужно сначала перепробовать кучу г-на, чтобы определиться. Молоко или самое дорогое (Домик в деревне красный 3,2 вроде ничёшный) или разливное просто покупать (возле Новинки в хлебном тонаре, или с машины с надписью «Орловское»). У бабушек тоже можно нарваться на разбодяженное. А, ещё возле Деликатесов какой-то толстый мужик до НГ стоял со «своим», вроде очередь к нему выстраивалась. Лимонады сейчас — вполовину не сладкие и першит после них в горле, как буд-то после сахарозаменителя. Колбаса… ВОТ хорошая, подробная статья, каким… эээ… непотребством мог нас накормить ГОСТ. )Так что мяса всегда не хватало, дыа )
guest
Практически все мороженное, где нет растительных жиров-будет отличным (не считая разных вкусовых предпочтений людей). Ну и вспомним что в Тлт в 80-е мороженого в свободной продаже просто не было. Довольно часто было молочное, по 10 коп., но надо было отстоять очередь и по вкусу это было то же самое г-но
Alexei_Napylov
Колбаса была вкусная. Лимонад был вкусный. Остальное было часто гораздо хуже, чем сейчас.

Кур советских помню. Чтобы они были «Ах!» по сравнению с современными бройлерами из супермаркетов — не помню. Прочее сырое мясо — аналогично.

Чай, кофе, мандарины были хуже. Жевательная резинка (50 копеек пачка) была ужасной, в ней быстро образовывались комки, да и купить можно было только в Москве. 100-граммовая банка растворимого кофе стоила 6 советских полновесных рублей даже по госцене. Когда потом появилось самое простое «Нескафе», оно всем казалось намного вкуснее.

Макароны были хуже. Крупы — такие же, как сейчас, что, впрочем, неудивительно.

Многие продукты существовали, как правило, только в теории. Те же бананы я, наверное, раза три-четыре до распада СССР пробовал, не больше.

Водка вот была отличной. Я ее уже в XXI веке пил, советскую. Из старых запасов.

А вообще я как-то уже приводил пример: уровень нынешней даже не сытости, а пресыщенности по сравнению с поздним СССР наглядно виден по отношению современных детей к новогодним подаркам, если сравнивать их с собственным детством.

Отсюда же и жалобы, что «Новый год не тот» — потому и не тот, что ничем особенным в плане еды не отличается. «Все всегда в магазинах есть, никакого праздника после двухмесячной охоты за продуктами».
guest
В целом согласен. Только колбаса была вкусной тогда, если сравнивать лоб в лоб. Докторская к докторской. О существовании сервелата тогда половина населения вообще не догадывалась. Также не было фанты, кока-колы, а они не хуже чем советский лимонад. Отличный лимонад сейчас на самарском пивзаводе льют, но ценник на него выше намного.
Aleksashka
Почему «сказки-легенды»? Это бабушка жены, её возвращение в семье обсуждалось, конкретно хлеб упоминался.
А лучше, чем сейчас были (по воспоминаниям более-менее осознанного периода, от 10 лет и старше, 80-е) — колбаса, хлеб, масло, лимонад, консервы, арбузы, пиво бутылочное. Пиво, конечно, не пил, думаю, за показатель высокого качества можно принять образование крупных пузырей, которые оставались в бутылке при переливании пива и затейливо разгораживали опустевшее пространство. Мясо, кур, яйца в магазине не покупали, были из личного хозяйства.
Gary
В ДЦ Квадрат, в кафе на 4 этаже замечательные рогалики со сгущенкой! Таких больше нет нигде ))) Выяснял, оказалось, варенкую сгущенку специальную покупают, не ту, что в банках в магазинах. Рекомендую
Alrisha14
Вот отсюда сразу надо бежать читать статью про ФЗ, сейчас вообще непонятно как не сдохнуть под кустом. А тогда, если ты уж неконченый алкаш и хочешь работать, тебе это не грозит.
CepGo
«Обратная сторона луны» сериал — рекомендую, очень погружает в советское время )
Ну и Деревянко смешной и сюжетец интересный.
Второй «сезон» там так себе… О будущем, которое было бы, если бы СССР остался ) Там жёстко постебались конечно…
OMG1
Там один «карманный телефон» с дисковым номеронабирателем чего стоит. ))
UkrKiev
Такой?
CepGo
Вы что, гражданин — перегрелись? Это ж последняя модель!
Буржуи заграничные уже раз 10 чертежи секретные выкрасть пытались!
Комментарий отредактирован: 11 января 2017, 19:12
CepGo
Ага, и ситуация, когда надо… 4 вроде батарейки, а в одни руки только три :D
uuuuuuu
Анекдот из советских времён.Лежат на прилавке две куриных тушки, советская и французская.Французская и говорит советской:«Ну что это такое? Синяя, тощая, шея длинная.То ли дело я! Упитанная, жирная, тяжеловесная.»А советская ей отвечает:«Паадумаешь! Зато я своей смертью умерла!»