Горком Тольятти образца 1960-70: серьезные люди и серьезные вопросы

Глава 2.
Параграф 2.
Анализ постановлений исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета депутатов трудящихся в годы строительства ВАЗа (1966-1971 гг.)


Фото с сайта tltplus.info

Тольяттинский городской Совет депутатов трудящихся в 1966 г. состоял из исполнительного комитета (председатель В. Прасолов), отделов и постоянных комиссий, занимавшихся отдельными сферами городской жизни. Всего существовало 15 комиссий:

— По народному образованию;
— По здравоохранению;
— По торговле и общественному питанию;
— Бюджетно-финансовая;
— По социалистической законности и охране общественного порядка;
— По охране природы и атмосферного воздуха;
— По бытовому обслуживанию населения;
— По транспорту и связи;
— По детским дошкольным учреждениям;
— По коммунальному хозяйству;
— По местной промышленности;
— По физкультуре и спорту;
— По культурно-просветительской работе;
— По строительству и благоустройству;
— По делам несовершеннолетних.

20 июля 1966 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве автомобильного завода в г. Тольятти.

Непосредственным строительством ВАЗа управляла его дирекция, возглавляемая В.Н. Поляковым. Параллельно со строительством завода шло развитие Автозаводского района города. Как градообразующее предприятие, ВАЗ должен был взять на себя возведение объектов. В структуре строящегося автозавода 24 октября 1966 г. выделили управление капитальным строительством жилых и культурно-бытовых объектов завода. Таким образом, вопросы, связанные с возведением жилых домов и соцкультбыта находились под ведением дирекции ВАЗа.

Бытовые же вопросы, связанные с размещением прибывающих на строительство рабочих, их медицинскому обслуживанию, питанию, организации транспорта оказались в ведении Тольяттинского горсовета. Дирекция ВАЗа не могла обойтись без сотрудничества с ним.

Приступая к анализу постановлений, принятых исполнительным комитетом Тольяттинского городского Совета в 1966-71 гг., нельзя обойти вниманием вопрос их «количества и качества». Было бы в корне неверно чисто арифметически рассчитать процент постановлений, посвященных ВАЗу, и прийти к выводу, что получившийся скромный результат свидетельствует о слабой роли Совета в этих вопросах. Большую часть постановлений принимали по вопросам снижения брачного возраста, усыновления несовершеннолетних. Небольшой, но заметный объем занимают вопросы списания убытков торговых предприятий в результате окончания срока реализации товара или других причин. По всем этим вопросам решения принимались «в рабочем порядке», после чего основное внимание переключалось на гораздо более существенные вопросы. Строительство Волжского автозавода занимало здесь не меньшую роль, чем различные общегородские вопросы.

В анализе постановлений горисполкома, следующем ниже, значительное количество постановлений, однотипных с предшествующими ранее, не выделено отдельно.

14 января 1967 г. на строительной площадке ВАЗа был вынут первый ковш грунта. 26 января, на очередном заседании горисполкома, принимается целый ряд решений, связанных с началом строительных работ:

№14/2, «О мерах по медицинскому обслуживанию строителей ВАЗа»;
№15/2, «Об утверждении мероприятий по организации торговли и общественного питания строителей автозавода»;
№16/2, «О размещении солдат строительных батальонов, прибывших на строительство автозавода»;
№57/2, «О включении территории строительства Волжского автозавода и жилого района в черту города».

Таким образом, с самого начала строительства ВАЗа его дирекция взаимодействовала с горсоветом.
23 марта 1967 г. Было принято постановление горисполкома № 88/4 «О мероприятиях по бытовому обслуживанию строителей ВАЗа». 20 декабря – постановление «О резервировании земельного участка под капитальное строительство жилья и культбыта ВАЗа».

В целом в течение 1967 г. решения горисполкома, касающиеся непосредственно ВАЗа, занимали лишь незначительную часть от числа рассматривающихся вопросов. Связано это было в первую очередь с тем, что непосредственно в строительство завода Совет не вмешивался; в Автозаводском же районе, обслуживание населения которого входило и в компетенцию Совета, еще не было построено ни одного жилого дома.

Самым первым постановлением, принятым горисполкомом в 1968 г., стало постановление 1/1 от 9 января этого года «О неотложных мерах по улучшению пассажирского движения в городе». Необходимость подобных мер напрямую связывалась с разрастанием территории города в связи со строительством автозавода.

Увеличение населения Тольятти привело к появлению постановления 33/3 от 2 февраля 1968 г. «О строительстве и расширении детских дошкольных учреждений в 1968 г.»

25 апреля, в преддверии летнего сезона, принимается решение 228/11 «Об отводе участка для организации пляжа и водоспортивной базы для иностранных специалистов, прибывающих на ВАЗ».

Тольяттинский городской Совет не только принимал решения, направленные на обеспечение быта строителей автозавода, но и контролировал ход их выполнения. В частности, 16 мая 1968 г. на заседании горисполкома рассматривался вопрос «О состоянии торговли и общепита на стройплощадке автомобильного завода». 21 июня того же года на заседание горисполкома был вызван директор городского треста столовых В.М. Зяблов; в результате заседания была отмечена «неудовлетворительная работа буфетов при общежитиях строителей Волжского автозавода». Нормализации положения была посвящена активная работа в следующие четыре месяца. На заседании 12 сентября 1968 г. Зяблов докладывал «о прохождении писем, жалоб и заявлений трудящихся в тресте столовых». На основании доклада было решено создать в городе общественную инспекцию по рассмотрению жалоб, писем и заявлений трудящихся. 17 октября 1986 г. Заблов отчитался о принятых по исправлению ситуации мерах и о текущем положении дел в обеспечении общественного питания строителей ВАЗа перед горисполкомом.

15 августа 1968 г. горисполком принимает решение № 427/23 «О медицинском обслуживании строителей ВАЗа больницей им. Баныкина». В этот же день принимается постановление № 438/23 «Об утверждении общественной инспекции по контролю за выполнением решений Советских органов». Впрочем, контролировала она не только выполнение решений, но и непосредственную работу предприятий или культурно-бытовых и социальных объектов.

Деятельности этой инспекции следует уделить особое внимание. Ее материалы за следующие три года, 1969-71, демонстрируют активную работу инспекции по контролю за автопредприятиями, хлебозаводами, магазинами, другими объектами и организациями города. Стандартная схема работы инспекции включала в себя:

1) Принятие решения о плановой проверке того или иного объекта. Внеплановая проверка могла проводиться в случае поступления жалоб от граждан (что, кстати, доказывает возможность нормального взаимодействия населения с представительными органами городской власти, несмотря на отсутствие демократических выборов в современном понимании);
2) Непосредственную проверку, выявление нарушений;
3) Предъявление претензий к руководству объекта, «настоятельные рекомендации» к устранению недостатков в работе в определенный срок;
4) Отчет руководства объекта об устранении недостатков;
5) Повторную проверку объекта.

Безусловно, присутствовали и недостатки как в работе комиссии, так и в ее взаимодействии с горисполкомом. Происходило это в первую очередь в силу бюрократических проволочек, возникающих в работе отделов и постоянных комиссий горисполкома. Инспекция, тем не менее, не останавливалась и перед критикой непосредственно структур горисполкома.

Так, 16 июня 1970 г. председатель инспекции М. Кулешов отправляет следующую записку, содержащее весьма жесткую критику аппарата горисполкома, не всегда быстро реагировавшего на возникающие проблемы, в адрес его председателя В. Прасолова:

«Наряду с положительной работой по проверке организаций инспекция обладает и рядом недостатков.
Результаты проверок инспекцией излагаются в соответствующих справках, направляемых на имя руководства исполкома или одного из руководителей аппарата исполкома.

Справки инспекции делают определенный круг по отделам горисполкома и возвращаются в инспекцию, а, например, справка по результатам работы отделений бытового обслуживания до сих пор где-то «ходит по рукам».

Короче говоря, инспекция не знает, какие меры принимаются аппаратом горисполкома по результатам проверок инспекции».

Вообще, записка демонстрирует сильное раздражение председателя инспекции Кулешова бюрократическим стилем решения проблем, присущим аппарату горисполкома. По большинству проверок инспекции меры все-таки принимались достаточно оперативно, что и отражается в ее материалах. И, тем не менее, от резкой критики в свой адрес никто из представителей аппарата застрахован не был.

28 ноября 1968 г. родилась традиция шефства различных подразделений Волжского автозавода над городскими учебными учреждениями. Постановлением горисполкома № 630/32 устанавливалось «шефство ВАЗа на детской спортивной школой № 1 ГОРОНО».

В декабре 1968 г. началось троллейбусное сообщение ВАЗа с Центральным районом города. Открылась троллейбусная линия по маршруту «Автовокзал – КВЦ автозавода» протяженностью в 32 километра. Меры по дальнейшему (и срочному) развитию троллейбусного транспорта рассматривались на заседании горисполкома 30 января 1969 г. Принятое постановление № 33/3 носит следующее название: «О неотложных мерах по обеспечению пуска троллейбусов и организации постоянного троллейбусного движения на ВАЗ». В течение предыдущих полутора месяцев существования троллейбусной линии движение по ней еще не было регулярным.

Транспортная тема в 1969 г. занимает важную роль в работе горисполкома. Вслед за организацией регулярного троллейбусного движения принимается постановление № 168/9 от 3 апреля 1969 г. «Об организации регулярного автобусного движения до строительной площадки ВАЗа и ново-заводского района города». 31 июля 1969 г. постановлением № 420/22 «Об обслуживании жителей Автозаводского района пассажирским транспортом» продолжается решение транспортных проблем. В дальнейшем выходит ряд постановлений об открытии конкретных автобусных и троллейбусных маршрутов. В частности, маршрут № 15 «Автозаводский район – РКЦ ВАЗа» был открыт 25 декабря 1969 г.

В преддверии заселения первого жилого дома (ул. Дзержинского, 63), которое состоялось 13 мая 1969 г., горисполком принимает постановление № 242/13 от 4 мая 1969 г. «О первоочередных мероприятиях по организации культурно-бытового, торгового и медицинского обслуживания населения в Автозаводском районе города». 15 мая 1969 г. рассматривается вопрос «О ходе строительства школ-новостроек».

Активное развитие района требовало и развития обслуживания его населения. 26 июня 1969 г. на заседании горисполкома рассматривается вопрос «О состоянии и мерах улучшения торгового и культурно-бытового населения Автозаводского района города». Следует отметить, что в названиях постановлений уже не звучит словосочетание «строители ВАЗа».

16 октября 1969 г. горисполком принимает постановление № 528/29 «Об обеспечении жилплощадью военнослужащих, уволенных в запас и работающих на Волжском Автомобильном Заводе».

Начиная с 1969 г., большое внимание Тольяттинского городского Совета занимает и функционирование школ в Автозаводском районе. Первая из них, школа № 28, начала свою работу 1 сентября 1969 г. Рассматривать отдельно множество постановлений, посвященных организации нормально учебного процесса в новых школах, вряд ли имеет смысл. Обобщая материалы горисполкома, можно выделить основные направления его деятельности в отношении школ: выделение дополнительных должностей в штат и обеспечение их учительскими кадрами.

Постановлением № 132/6 от 19 марта 1970 г. был установлен размер квартплаты в Автозаводском районе.

10 июня 1970 г. было принято постановление № 322/26 (одно из немногих, касающееся непосредственно Волжского автозавода). Была создана «группа внештатных инспекторов по экономии тепловой энергии на Волжском автозаводе».

18 июня 1970 г. принимается постановление № 335/17 «О выделении жилых квартир в 6 квартале Автозаводского района под размещение торговых, бытовых и медицинских учреждений», призванное способствовать дальнейшему улучшению социального обслуживания населения.

В дальнейшем горисполком в своих постановлениях, принимаемых в 1970-71 гг., продолжает принимать меры по развитию Автозаводского района, практически идентичные уже указанным выше. Строились новые жилые квартала, возникала необходимость в решении новых проблем.

Подводя итоги деятельности Тольяттинского городского Совета в период строительства ВАЗа, в 1966-71 г., следует заметить, что его роль в деле организации социально-бытового обслуживания строителей ВАЗа и их семей невозможно переоценить.

Совет, конечно, не обладал средствами дирекции ВАЗа. Однако именно он следил, чтобы, строя завод, дирекция не забывала и о его строителях. Главной задачей Совета было недопущение «перекоса» в сторону строительства заводских цехов за счет меньшего внимания к нуждам населения, и с ней он справился.
Поделиться:

7 комментариев

Alexei_Napylov
Это — часть моего диплома, чудом сохранившаяся у товарища.

К вопросу о том, что реально значили тольяттинские депутаты тех лет.
andrey
Лёш, а фото именно Тольятти, а не другого города, разве не нашлось?
Alexei_Napylov
На фото — именно Тольятти. Разве нет?
Alexei_Napylov
Заменил фото. Уж теперь точно Тольятти.
andrey
теперь появился другой вопрос: на фото, это прошлое или будущее Тольятти? ))
hektor2002
роль депутатов, на самом деле, и тогда была никакой… к исполкому они не имели никакого отношения… руки поднимали)))А Горком тут при чем???)))
Комментарий отредактирован: 16 сентября 2015, 12:48