АВТОВАЗ: кризис поставок сходит на нет

Заводской трек, еще недавно заполненный некомплектными «Ладами», опустел. На машины поставили фары, которых еще недавно остро не хватало, и отгрузили дилерам. Конвейеры ВАЗа оправились от критического дефицита запчастей и постепенно восстанавливают темп сборки.


Кризис нехватки запчастей возник из-за разногласий АВТОВАЗа и поставщиков. Автозавод хотел увеличить сроки оплаты, а некоторые его партнеры не соглашались. В итоге конфликт АВТОВАЗа и поставщиков пришлось решать на государственном уровне. На завод приехала делегация полномочного представительства Президента РФ в Приволжье. Поставщики, вазовцы и государственные мужи собрались в одном зале, чтобы наконец прийти к согласию.


«Из-за недопоставок комплектующих мы сокращаем наш производственный график. И ответственность за это – общая, и АВТОВАЗа, и поставщиков», — признался президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. При этом глава автозавода напомнил: «Наш приоритет — закупки у российских поставщиков: они расположены сравнительно близко, наши закупки осуществляются в рублях, и нам не нужно проводить грузы через таможню».

Если ответственность частично лежит на менеджерах АВТОВАЗа, понес ли кто-то наказание? Да – впервые за последние несколько лет АВТОВАЗ уволил менеджера за несоответствие занимаемой должности. Директор по закупкам автокомпонентов Мариуш Напиорковски получил ряд нареканий от президента АВТОВАЗа за ненадлежащее исполнение обязанностей в период обострения отношений с поставщиками. В прессе ходили слухи о коррупционном скандале, но сам АВТОВАЗ официально это опроверг. Как бы то ни было, в течение нескольких дней в службе закупок прошло сразу несколько кадровых перестановок. Но это было уже после совещания с полпредством Президента. А в ходе той встречи Бу Андерссон рассказал о дифференцированном подходе к срокам оплаты за комплектующие. Для АВТОВАЗа идеальным видятся 65 дней отсрочки платежа, но для многих поставщиков это слишком долго. Поэтому в отдельных случаяхзавод готов сократить сроки до 45 дней, в порядке исключения – до 10 дней. Кроме того, глава АВТОВАЗа заявил, что готов предоставить поставщикам подробный план развития автозавода на ближайшие 3 года. Это даст партнерам возможность своевременно подготовиться к номинации на статус поставщика той или иной запчасти.

Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев положительно оценил инициативы АВТОВАЗа: «АВТОВАЗ стал ближе к поставщикам. На автозаводе введена „программа чемпионов“: за каждым производителем закреплен человек, который непосредственно работает с директорским составом фирмы-поставщика. Это способствует налаживанию коммуникаций и выстраиванию долговременных связей с производителем автокомпонентов».

Бу Андерссон ответил: «Мы очень благодарны российскому правительству за то, что они поддерживают нас. 2014 год — очень сложный для всех автопроизводителей. В России у нас 709 поставщиков, и сегодня 81% наших закупок — это продукция российских компаний. Большинство из них работает очень хорошо, но в этом году у нас были проблемы с 11 поставщиками. Мы вынуждены сокращать наш производственный график. Что для нас важно сейчас — доработать некомплектные автомобили и отгрузить их дилерам, заполнить ''путепровод запчастей'', и снова начать производство. Хорошие новости: в течение последнего месяца мы производим более 1000 автомобилей Renault, Nissan и LADA Largus в день. И по другим линиям за последние три дня мы наблюдаем улучшения. У нас есть четкий план, как разрешить все проблемы в течение следующих двух недель. И я уверен, что в течение ближайших двух недель мы вернемся к норме».

Для конвейера «Калины» и «Гранты» хватило и одной недели – некомплект сошел на нет.
Поделиться:

33 комментария

number5
Заводской трек, еще недавно заполненный некомплектными «Ладами», опустел.
Мы прям рады этому событию. Пойду вечером пяток машинюшек прикуплю, а то те, что на прошлой неделе покупали уже поизносились…
Alexei_Napylov
Ну так а чего бы и не порадоваться за завод?
mihail
Я так понимаю, что эта статья яркая иллюстрация к тезису, что частник всегда управляет эффективнее государства :)
Хотя по сути, продажи ВАЗа в ноябре провальны несмотря на то, что сейчас идет массовое вложение денег. Очень провальны.
Alexei_Napylov
Ну не особо провальные, сейчас авторынок вообще упал хорошо так. Весь. Но могло быть и получше, конечно, если бы не описанные в тексте проблемы с поставщиками.
mihail
Так у всех и было получше. Кроме ВАЗа. Ну, посмотрим за декабрь, конечно.
besogon
Не провальные?

Гранта ушла на второе место с лидерства и продажи хорошо просели
mrachello
ээээ но по итогам года она все еще на первом.
number5
А чего мне за него радоваться, если они сами себе создали проблему, а потом при помощи государства ее решили? Я не знаю никаких других помощей от государства кроме как субсидий из бюджета.
Limonad
Я не знаю никаких других помощей от государства кроме как субсидий из бюджета.
Вот так например.)
«Минтруду, Минфину, Минэкономразвития, Минпромторгу рассмотреть вопрос о возможности использования материнского капитала на приобретение транспорта и о результатах доложить до 12 февраля 2015 года», — сообщается на сайте Правительства.
Комментарий был удален
Smartape
не знаю как провальны продажи в декабре, но машин в салонах дилеров почти нет — все распродано
Buratillo777
Называя вещи своими именами Бу занимается шантажом и выкручиванием рук поставщикам, и так имеющим весьма невысокую рентабельность.Конечно, зачем брать кредиты в банке, лучше переложить недостаток оборотных средств на своих партнёров.А про «просьбу» пересмотреть действующие контракты в сторону 5% понижения, я вообще промолчу.
Alexei_Napylov
Дык свободный рынок. Хочешь — поставляй, не хочешь — не поставляй.
Buratillo777
В рыночной экономике есть такое понятие как бизнес-этика.Автоваз же оставаясь по сути квазигосударственной компанией, использует соответствующие «пацанские» методы ведения бизнеса.В 2009 году, например подобная политика добила, и так стоящий на коленях «Автоагрегат» из Ивановской обл.-поставщик дверных петель на Калину.И Комаров вынужден был почти два года держать там вазовский «десант» в количестве 30-50 человек, т.к поиск альтернативного поставщика чрезмерно затянулся
Alexei_Napylov
В данном случае что все-таки хорошо — оперативно постарались все решить, признали свою долю ответственности, выгнали директора по закупкам. Возможно, все-таки все устаканится и заработает хорошо.
__i
От волгоградских товарищей слышал, что автовозы с ВАЗами активно чалят на Северный Кавказ. Площадки дилеров всё также пусты. Когда они собираются их наполнять, если через две недели завод уходит в отпуск на месяц?
А Тойоту сметают казахи с чемоданами рублей. Несмотря на девальвацию, убыток получили отечественные производители. Страна загадок…
Alexei_Napylov
По иномаркам, читал, активно скупают те, которые продаются еще почти по старым рублевым ценам. Ибо следующие партии будут в полтора раза дороже.
__i
естественно. По той же причине по утилизации просили Гранты, а не Ларгусы.
Krasav4ik
Для конвейера «Калины» и «Гранты» хватило и одной недели – некомплект сошел на нет
Вполне нормальный срок. Всякие бывали форс-мажоры и раньше. В 90-х работал на АВТОВАЗе и видел огромные площади у вертолетки, битком забитые некомплектными автомобилями. Только вот раньше это никак не отражалось на скорости конвейера. По прибытии комплектующих машины дорабатывались и отгружались поставщикам.
Бывали и такое, что коммерсанты отгружали накомплектные автомобили и доделывали их уже себя на фирмах
Комментарий отредактирован: 10 декабря 2014, 16:28
Alexei_Napylov
Да, вертолеты одно время над Автозаводским районом десятками каждый день летали.
Krasav4ik
Лех! Дело даже не вертолетах. Хотя… когда вертолет приземлялся на площадку рядом с товарными автомобилями (90-е годы), все зарабатывали как могли. И руководства завода, и работяги, и бандиты, и товарные автомобили только и успевали отгружать. Город не процветал, но и не нищенствовал. Все были при деле:
И руководство завода, и работяги, и бандиты

Претензии к поставщикам комплектующих были всегда. Еще далеко до прихода Бу Андерссона.
Но вот мне непонятно одно. Ну наняли Бу, стали платить ему огроменнейшую зарплату. А когда он в очередной раз стал ставить поставщиков на место, то они вышли на государственный уровень. Типа «Господа полномочные представители Президента! Решите наш вопрос! Нас Бу обижает!»
А что он собственно сделал не то?
Короче, раз назначили Андерссона, так дайте ему работать так, как он видит — авт.
Buratillo777
Извините, на какое место стал Бу ставить поставщиков? Кто кого обижает? Есть контракт, то есть обязательства, которые Автоваз подписал, и должен выполнять.Я понимаю, что вы застряли в 90х, но может будем писать больше конкретики?
number5
А когда он в очередной раз стал ставить поставщиков на место, то они вышли на государственный уровень.
Не знаю подробностей, но из статьи выходит наоборот — поставщики поставили Бу на место, а он побежал за помощью к гос-ву. )
Претензии к поставщикам комплектующих
Не претензии, а ничем не обоснованная задержка оплаты товара. Попробуйте в Магните купить хлеб со словами «на следующей неделе деньги отдам». )
Комментарий отредактирован: 11 декабря 2014, 09:30
Alexei_Napylov
«Магнит» и прочие ритейлеры своим поставщикам оплачивают поставки как раз в лучшем случае дней через 60, а то и позже. Для крупных регулярных контрактов розничная схема «сразу деньги — сразу товар» нехарактерна.
mrachello
У меня с роснефтью на 60 дней отсрочки договор. Если б они еще выдерживали эти 60 дней было бы хорошо
mrachello
Вы не путайте b2b и b2c.
В б2б сплошь и рядом отсрочка платежа. И если ко мне прийдет поставщик с предложением сразу за деньги у него покупать то он пойдет туда откуда пришел ) (ну если конечно не предложит существенный дисконт)
Комментарий отредактирован: 11 декабря 2014, 12:14
number5
Вы не путайте b2b и b2c.
Речь не о системах, а о резком сломе устоявшихся порядков. Надо полагать, что ВАЗ и так оплачивал не день в день. По сведениям РБК было 30-40 дней. А в октябре в односторонне-приказном порядке скачком решил увеличить сроки до 60-80. Не знаю как «акулам бизнеса», но по мне это выглядит как кидалово поставщиков на объем месячной поставки.
Комментарий отредактирован: 11 декабря 2014, 12:37
mrachello
Нет ну конечно некрасиво в одностороннем порядке в два раза увеличивать отсрочку. Я бы тоже погнал )
Alexei_Napylov
По этому поводу вот интересное мнение «изнутри» (что были ошибки в работе с поставщиками — это, как видно из поста, АВТОВАЗ признает):
Валить все на Андерссона я бы не стал. Вряд ли кто-либо оказывался под таким прессом обстоятельств, взаимоисключающих интересов и местных особенностей. И любой иностранный менеджер, пришедший на ВАЗ, попадает, фактически, в мир, где законы привычной им социально-производственной физики не действуют. И каких то твердых точек опоры практически нет. Короче, сочувствие Андерссон вызывает у меня лично. А сомневаться в его компетентности и работоспособности не приходится.

Андерссон не может лично ходить с ведерком и красить заборы. И лично работать с поставщиками не может. Он ставит задачи конкретным менеджерам, осуществляющим операционную деятельность. Кто-то из них эту деятельность завалил на определенном участке. Менять их каждый месяц он тоже не может. Так все и вертится…

Проще, конечно, свалить на все на топ-менеджера. Он работает. Остается надеяться, что острые углы сгладятся (не сами собой, конечно), взаимопонимания прибавится. Дерево нельзя вырастить за месяц. Как ни поливай, как ни удобряй. Хоть за ветки тащи. Для каких-то процессов нужно время. Опять же, Андерссону приходится увязывать интересы предприятия с интересами государства. А они иногда плохо совпадают. Андерссон пашет как проклятый, в отличие от… Да, где-то может ошибаться, а может он не ошибается, время покажет. Уже скоро покажет, думаю.
Комментарий отредактирован: 11 декабря 2014, 14:28
number5
в отличие от…
От кого?
Андерссон не может лично ходить с ведерком и красить заборы. И лично работать с поставщиками не может.
А бычки по цехам собирать и раскладывать в карманы начальникам может. ))
Не поверю в собственную инициативу менеджера, чего бы не писали. Может и не Андерсон придумал, а минпром, но точно не менеджер фиг знает какого звена.
Alexei_Napylov
А бычки по цехам собирать и раскладывать в карманы начальникам может.
Ну, это в рамках утренней разминки, я думаю. :)
bot-a-nik
и должен выполнять.Я понимаю, что вы застряли в 90х
Buratillo777, не ломитесь в открытую дверь, Krasav4ik как раз против ситуации сложившейся в 90-х пишет.
Buratillo777
Процитируйте уважаемый, где Krasav4ik как раз против ситуации сложившейся в 90-х пишет.