«Гибрид» LADA. Готовим машину для потомков?

Проект на завтра, а может на послезавтра — так можно назвать гибридную LADA. В России еще нет рынка таких машин, но АВТОВАЗ уже показал, что умеет разрабатывать такую технику, полностью выполнив условия госконтракта по разработке «гибридов». Экологически чистые автомобили с комбинированными энергоустановками были испытаны перед государственной комиссией Минпромторга на полигоне в Сосновке. Представители министерства подтвердили, что один из сложнейших проектов по созданию принципиально нового для России автомобиля завершился успешно.


Три «гибрида»

В число тех, кто занимался инновационным проектом, входили специалисты АВТОВАЗа, представители российских и зарубежных инжиниринговых компаний, научно-исследовательских институтов, университетов. Два с половиной года работы привели к достойному результату: была создана не одна, а три совершенно разные версии гибридного автомобиля.

Объединяет их оснащение комбинированной энергоустановкой, состоящей из электрического привода, который совмещён с автоматизированной механической трансмиссией (АМТ). А вот двигатели и даже виды топлива отличаются.

Один из вариантов «гибрида» оснащён 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,6 л и газобаллонным оборудованием, работающим на сжатом природном газе (метане). Это новый виток развития проекта CNG – двухтопливного автомобиля, который теперь дополнен и электроприводом.

Следующий вариант снабжается 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,4 л. Уменьшение рабочего объёма мотора влияет на снижение расхода топлива и вредных выбросов – а ведь это входит в условия госконтракта.

Третий вариант оснащён инновационным 1,4-литровым двигателем с турбонаддувом, который соответствует современному тренду «downsizing» (концепция уменьшения рабочего объёма двигателя с сохранением или даже улучшением его характеристик в плане мощности и крутящего момент).

Все три варианта скомпонованы для седана LADA Granta, но могут быть применены и на других моделях LADA – в том числе и перспективных.

Выполнили и перевыполнили

– Государство поставило перед нами задачу по улучшению топливной экономичности автомобиля, снижению токсичности и выбросов СО2, – рассказывает Константин Дёмин, руководитель проекта автомобилей с комбинированными энергоустановками СВПТР АВТОВАЗа. – В результате долгого кропотливого труда нам удалось не только достичь заданных в госконтракте параметров, но и значительно превысить их. Так, по снижению выбросов СО2 мы перекрыли контрольные показатели на 30 %, по топливной экономичности в два раза превысили соответствующее условие техзадания. Пришлось немало потрудиться над снижением токсичности. В итоге путём внесения необходимых калибровок, изменения стратегии управления автомобилем мы «побороли» и этот показатель, выйдя на уровень норм токсичности Евро-5 и Евро-6.


– Я горд, что лично участвовал в испытаниях на токсичность, – говорит главный инженер проекта Владимир Максименко. – Это было просто потрясающе – после каждого цикла испытаний отслеживать изменения и видеть улучшения. Кроме того, удалось достичь положительного энергетического баланса и заданной топливной экономичности. Работа команды была выстроена замечательно – мы все работали, как единое целое.

Дальнейшие перспективы

Что важно – часть инженерных решений, разработанных в рамках проекта, уже пошла в серию. Речь, о семействе LADA Priora, которая уже получила свою автоматизированную коробку. На данном этапе так же прорабатываются вопросы по установке АМТ на другие автомобили LADA.

Нельзя не учесть то, что инжиниринг АВТОВАЗа получил колоссальный опыт и компетенции, которые обязательно будут применены в дальнейшем. Своим мнением о проекте поделился директор по инжинирингу автомобиля АВТОВАЗа Сергей Аманов:

– Мы изначально продумывали практическую ценность проекта. В проекте реализован целый ряд технических решений, которые можно разбить на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы применения. Первое: в рамках этого проекта велись разработки системы АМТ – она уже внедряется сегодня в нашей продукции, то есть это ближняя перспектива.

В среднесрочной перспективе мы поработали над автомобилем на сжатом природном газе – провели комплекс научно-исследовательских работ и необходимый набор испытаний.

Ещё одним этапом стала разработка турбодвигателя. За счёт системы наддува мы смогли обеспечить потребительские свойства автомобиля в части динамики и при этом улучшить экологические показатели и экономику в плане расхода топлива. Но здесь потребуется серьёзная подготовка производства, и это надо отнести скорее к долгосрочным проектам.

И отдалённая перспектива, которая зависит больше от готовности нашего рынка и потребителей, – это электропривод, также реализованный в рамках общего проекта. Создана специальная архитектура автомобиля, когда с помощью контроллера верхнего уровня мы можем управлять машиной как сложной системой. Это даёт возможность опционального наращивания сложных современных функций и практически не ограничивать возможности авто.

Настоящая работа

Испытание «гибридов», как уже было сказано, прошло на полигоне в Сосновке. Представители государственной комиссии смогли проехать по скоростной кольцевой дороге на каждом из представленных образцов. Двухтопливная «Гранта» была представлена двумя автомобилями, один из которых снабжён дополнительными диагностическими разъёмами, так что все показатели испытаний можно было наблюдать на компьютере прямо во время движения.

В завершение тестов Сергей Аманов и председатель госкомиссии, руководитель направления Межведомственного аналитического центра Борис Сапсай подписали протокол о выполнении всех условий госконтракта на разработку «гибрида».

– Специалисты команды проекта – это профессионалы, с ними работать очень комфортно и продуктивно, – говорит эксперт госкомиссии, представитель Минпромторга РФ Олег Наказной. – И уровень разработки достойный. Не вызывает никакого сомнения, что проект актуален и важен, без него просто невозможно развитие. Все наработки, полученные здесь, будут использованы в дальнейшем. Предпосылки для успешной реализации есть. Это прежде всего кадры, подготовленные в ходе этого проекта. Много молодёжи, много людей, у которых глаза горят, виден энтузиазм. Людям нравится работа, которая приносит удовлетворение. Ну и главное – получены опытные образцы, которые подготовлены к освоению в серию. Интересные конструктивные решения, реализованные здесь, не уступают, а по некоторым параметрам и превосходят зарубежные аналоги.

На днях в Министерстве промышленности и торговли РФ в Москве состоится заключительное совещание с участием представителей АВТОВАЗа, где будут подведены итоги глобального проекта разработки автомобилей LADA с комбинированными энергоустановками и подписан акт приёмки готовых образцов.
Поделиться:

46 комментариев

Mefistofile
бензин+газ — да хорошо, электродвигатель — только если есть где заряжать постоянно.
Alexei_Napylov
В гараже в розетку на ночь воткнуть — не вариант?
Mefistofile
сколько % ставит машину в гараж каждый день? Я имея 2 гаража пользуюсь ими только как складом и местом для мелкого ремонта…
Alexei_Napylov
У кого он в пределах нескольких минут ходьбы, те ставят. Даже летом.
Mefistofile
именно, но это ничтожный процент в общей массе автовладельцев. Положение спасло бы наличие подземных/многоярусных паркингов, но у нас бизнес пока осиляет только бесполезные открытые автостоянки за забором из сетки Рабица, охраняемые алкашами и прикормленными бродячими собаками
Комментарий отредактирован: 5 декабря 2014, 07:51
Borodatiy
Даже из них ставят очень мизерный процент. Им просто лень идти до гаража.
Shadow
Леша, ты подумай, если каждый в гаражном комплексе воткнет в розетку на ночь, сеть рухнет и проводка погорит.
Mefistofile
гибрид хорош тем у кого частный домик и работа в пределах 50км от дома.
Shadow
Гибрид будет для всех хорош, если на заправках установят силовые точки, позволяющие в три минуты зарядить мощный аккумулятор.
А пока таких нет — извращение всё это )
Mefistofile
за полчаса заряжается вроде, но это опять таки только при парковке заряжать
Alexei_Napylov
В теории, у крупных ТЦ (если спрос будет) не проблема установить станции подзарядки.
Mefistofile
у крупных ТЦ проблема с просто парковкой то существует))
__i
и с отводом мощностей тож. «Потухнет» тот ТЦ от тыщи включенных розеток.
Mefistofile
да сколько таких машин приедет, 2-3 в день?
__i
если цель 2 %, то и производство затеивать нет смысла
Mefistofile
в реальности РФ бензин+газ с завода будет более актуально
Vyrvipup
В гараже в розетку на ночь воткнуть — не вариант?
У меня съездить на дачу и обратно — больше 110 км. Придется в Валах останавливаться на полдня для дозаправки
Mefistofile
ну гибрид то тупо поедет на бензине, это же не полностью электромобиль
Vyrvipup
Пусть пробуют они
Я лучше подожду ©
В. С. Высоцкий
uuuuuuu
Там основная проблема-стоимость.
__i
не совсем понимаю, зачем нужна «автоматизированная механическая трансмиссия» при наличии электропривода?
Mefistofile
__i
Понятно. Еслиб ДВС работал как генератор, никакой трансмиссии не понадобилось бы.
Mefistofile
Паралельная схема


Последовательно-паралельная схема
__i
во. По параллельной схеме был Ёмобиль задуман. Классная идея была
number5
А что вариант с зарядом АКБ от ДВСа уже на свалку истории пустили? Вроде ИБПшки с дизель-генератором по такой схеме работают и вполне эффективно.
Mefistofile
Смысл всегда заряжать АКБ от ДВС? Расход топлива при таком подходе не отличается от расхода авто без АКБ.
Alexei_Napylov
Да он больше даже будет. В силу того что КПД не 100% при переходе механической энергии в электрическую, а потом наоборот. Или я что-то не так понимаю?
Mefistofile
нет расход будет чуть меньше чем с одним ДВС, но вау эффекта и экономии не получится. Расход снижается за счет разгона на электродвигателе, но потом аккумулятор этого электродвигателя заряжается от генератора ДВС.

А вот если заряжать аккумулятор от розетки — тут экономия очень приличная выйдет, хотя врятли успеет окупится за 3-5 лет владения автомобилем до его смены.
Alexei_Napylov
У нас в семье 15 лет — средний срок службы автомобиля. Думаю, у многих примерно так же.
Mefistofile
Это в СССР машина была роскошью, щас кредиты, утилизации и трейд'ины всякие. Производители не будут делать автомобиль который безотказно прослужит 15 лет — не выгодно. Поэтому когда-то наступает момент когда ремонтировать старый становится слишком накладно.
Alexei_Napylov
Ну не знаю, с 21093 ничего страшного в период 1997-2013 не случилось, продана была уже 16-летней за 80 тысяч.
Mefistofile
пробег? Авто просто сыпется, постоянно по мелочи, это высасывает денег.
Alexei_Napylov
Ну, режим эксплуатации был щадящий. Пробег за 100, но меньше 200, точно и не знаю. Зимой почти не эксплуатировалась. Содержалась все время в сухом теплом гараже.
Mefistofile
Ну вот и причина её сохранения в относительно нормальном (внешне) состоянии. Но если бы вы вскрыли двигатель, то там скорее всего всё печально, в системе охлаждения так же, все шланги и резинки по любому задубели. 09 ценятся в кузове без гнили с целыми арками, под тюнинг.
number5
А вот если заряжать аккумулятор от розетки — тут экономия очень приличная выйдет,
Спорно про приличную… Сколько киловатт часов сожрет АКБ? А они по 3ре за штуку.
Mefistofile
«Обычная бытовая евророзетка имеет номинальное напряжение 220 В и максимальную силу тока, как правило, в 16 А или менее. Если умножить напряжение на силу тока или 220 В × 16 А, мы получим максимальную мощность потребителя в 3520 Вт, или около 3,5 кВт.»
auto.onliner.by/2014/04/22/tesla-model-s-5/
Комментарий отредактирован: 5 декабря 2014, 13:51
number5
auto.onliner.by/2014/04/22/tesla-model-s-5/
))) Тут опущенное главное. Сравнение даётся не с ценой чистого бензина, а с ценой бензина+НДПИ+акцизы. Никто нам просто так электроэнергию на машинки не даст спускать. Обложат и ее акцизами. Так-то цена 92-го бензина на 100 км около 7*32*0,4=89,6р/35=2,56$
Вторая уловка — с мощностями. Как ни крути, а если двигло 267 кВт, то на максимуме нагрузки батарея в 85кВтч не проработает и 20 минут. Каким чудом Тесла за это время проедет 426 км (или хотя бы 100), я хз. Если же «тошнить» на холостой нагрузке, то и бензину расход можно снизить до 4-5 л. Т.е. 100 км на бензине уже будет около 4$ даже с акцизами. Электроны — 3$ при «идеальной» зарядной цепи. Сумнительная экономия, с учетом разницы в стоимости самих машин…
Mefistofile
я про это же и говорю, электрогибриды пока не нужны.
number5
Смысл всегда заряжать АКБ от ДВС?
Всегда и не надо. Только по мере разряда. С автозапуском. Расход меньше за счет отсутствия необходимости раскручиваться до максимального момента.
__i
Смысл всегда заряжать АКБ от ДВС?
Смысл в отсутствии трансмиссии. Экономия на коробке, валах, карданах. Плюс большая экономия в весе.
Mefistofile
зато сама батарейка стоит не мало, а при условии невозможность её дёшево зарядить не вижу смысла в гибриде.
__i
не, не. Речь про «гибрид хуже ёмобиля».
При отсутствии технологии производства аккумуляторов из воды и ПЭТ-отходов, смысла в электро нет совсем. Этож именно двуличные зелёные закрывают всем глаза на «что такое производство аккумуляторов».
__i
Вроде ИБПшки с дизель-генератором по такой схеме работают
И подводные лодки-дизелюхи тоже.
Там тонкость в суперконденсаторах какая-то. Без них алгоритм неровный получается.
hektor2002
удивительное предприятие… так и не освоив азы производства качественных автомобилей рванул к новым вершинам на этот раз в области высоких технологий))
Alexei_Napylov
так и не освоив азы производства качественных автомобилей
КВН пересмотрели?