«Гибрид» LADA. Готовим машину для потомков?
Три «гибрида»
В число тех, кто занимался инновационным проектом, входили специалисты АВТОВАЗа, представители российских и зарубежных инжиниринговых компаний, научно-исследовательских институтов, университетов. Два с половиной года работы привели к достойному результату: была создана не одна, а три совершенно разные версии гибридного автомобиля.
Объединяет их оснащение комбинированной энергоустановкой, состоящей из электрического привода, который совмещён с автоматизированной механической трансмиссией (АМТ). А вот двигатели и даже виды топлива отличаются.
Один из вариантов «гибрида» оснащён 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,6 л и газобаллонным оборудованием, работающим на сжатом природном газе (метане). Это новый виток развития проекта CNG – двухтопливного автомобиля, который теперь дополнен и электроприводом.
Следующий вариант снабжается 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,4 л. Уменьшение рабочего объёма мотора влияет на снижение расхода топлива и вредных выбросов – а ведь это входит в условия госконтракта.
Третий вариант оснащён инновационным 1,4-литровым двигателем с турбонаддувом, который соответствует современному тренду «downsizing» (концепция уменьшения рабочего объёма двигателя с сохранением или даже улучшением его характеристик в плане мощности и крутящего момент).
Все три варианта скомпонованы для седана LADA Granta, но могут быть применены и на других моделях LADA – в том числе и перспективных.
Выполнили и перевыполнили
– Государство поставило перед нами задачу по улучшению топливной экономичности автомобиля, снижению токсичности и выбросов СО2, – рассказывает Константин Дёмин, руководитель проекта автомобилей с комбинированными энергоустановками СВПТР АВТОВАЗа. – В результате долгого кропотливого труда нам удалось не только достичь заданных в госконтракте параметров, но и значительно превысить их. Так, по снижению выбросов СО2 мы перекрыли контрольные показатели на 30 %, по топливной экономичности в два раза превысили соответствующее условие техзадания. Пришлось немало потрудиться над снижением токсичности. В итоге путём внесения необходимых калибровок, изменения стратегии управления автомобилем мы «побороли» и этот показатель, выйдя на уровень норм токсичности Евро-5 и Евро-6.
– Я горд, что лично участвовал в испытаниях на токсичность, – говорит главный инженер проекта Владимир Максименко. – Это было просто потрясающе – после каждого цикла испытаний отслеживать изменения и видеть улучшения. Кроме того, удалось достичь положительного энергетического баланса и заданной топливной экономичности. Работа команды была выстроена замечательно – мы все работали, как единое целое.
Дальнейшие перспективы
Что важно – часть инженерных решений, разработанных в рамках проекта, уже пошла в серию. Речь, о семействе LADA Priora, которая уже получила свою автоматизированную коробку. На данном этапе так же прорабатываются вопросы по установке АМТ на другие автомобили LADA.
Нельзя не учесть то, что инжиниринг АВТОВАЗа получил колоссальный опыт и компетенции, которые обязательно будут применены в дальнейшем. Своим мнением о проекте поделился директор по инжинирингу автомобиля АВТОВАЗа Сергей Аманов:
– Мы изначально продумывали практическую ценность проекта. В проекте реализован целый ряд технических решений, которые можно разбить на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы применения. Первое: в рамках этого проекта велись разработки системы АМТ – она уже внедряется сегодня в нашей продукции, то есть это ближняя перспектива.
В среднесрочной перспективе мы поработали над автомобилем на сжатом природном газе – провели комплекс научно-исследовательских работ и необходимый набор испытаний.
Ещё одним этапом стала разработка турбодвигателя. За счёт системы наддува мы смогли обеспечить потребительские свойства автомобиля в части динамики и при этом улучшить экологические показатели и экономику в плане расхода топлива. Но здесь потребуется серьёзная подготовка производства, и это надо отнести скорее к долгосрочным проектам.
И отдалённая перспектива, которая зависит больше от готовности нашего рынка и потребителей, – это электропривод, также реализованный в рамках общего проекта. Создана специальная архитектура автомобиля, когда с помощью контроллера верхнего уровня мы можем управлять машиной как сложной системой. Это даёт возможность опционального наращивания сложных современных функций и практически не ограничивать возможности авто.
Настоящая работа
Испытание «гибридов», как уже было сказано, прошло на полигоне в Сосновке. Представители государственной комиссии смогли проехать по скоростной кольцевой дороге на каждом из представленных образцов. Двухтопливная «Гранта» была представлена двумя автомобилями, один из которых снабжён дополнительными диагностическими разъёмами, так что все показатели испытаний можно было наблюдать на компьютере прямо во время движения.
В завершение тестов Сергей Аманов и председатель госкомиссии, руководитель направления Межведомственного аналитического центра Борис Сапсай подписали протокол о выполнении всех условий госконтракта на разработку «гибрида».
– Специалисты команды проекта – это профессионалы, с ними работать очень комфортно и продуктивно, – говорит эксперт госкомиссии, представитель Минпромторга РФ Олег Наказной. – И уровень разработки достойный. Не вызывает никакого сомнения, что проект актуален и важен, без него просто невозможно развитие. Все наработки, полученные здесь, будут использованы в дальнейшем. Предпосылки для успешной реализации есть. Это прежде всего кадры, подготовленные в ходе этого проекта. Много молодёжи, много людей, у которых глаза горят, виден энтузиазм. Людям нравится работа, которая приносит удовлетворение. Ну и главное – получены опытные образцы, которые подготовлены к освоению в серию. Интересные конструктивные решения, реализованные здесь, не уступают, а по некоторым параметрам и превосходят зарубежные аналоги.
На днях в Министерстве промышленности и торговли РФ в Москве состоится заключительное совещание с участием представителей АВТОВАЗа, где будут подведены итоги глобального проекта разработки автомобилей LADA с комбинированными энергоустановками и подписан акт приёмки готовых образцов.
А пока таких нет — извращение всё это )
Я лучше подожду ©
В. С. Высоцкий
Последовательно-паралельная схема
А вот если заряжать аккумулятор от розетки — тут экономия очень приличная выйдет, хотя врятли успеет окупится за 3-5 лет владения автомобилем до его смены.
auto.onliner.by/2014/04/22/tesla-model-s-5/
Вторая уловка — с мощностями. Как ни крути, а если двигло 267 кВт, то на максимуме нагрузки батарея в 85кВтч не проработает и 20 минут. Каким чудом Тесла за это время проедет 426 км (или хотя бы 100), я хз. Если же «тошнить» на холостой нагрузке, то и бензину расход можно снизить до 4-5 л. Т.е. 100 км на бензине уже будет около 4$ даже с акцизами. Электроны — 3$ при «идеальной» зарядной цепи. Сумнительная экономия, с учетом разницы в стоимости самих машин…
При отсутствии технологии производства аккумуляторов из воды и ПЭТ-отходов, смысла в электро нет совсем. Этож именно двуличные зелёные закрывают всем глаза на «что такое производство аккумуляторов».
Там тонкость в суперконденсаторах какая-то. Без них алгоритм неровный получается.