Гаик Ягутян: «В 90-х мы не вылезали из бронежилетов»

(продолжение текста "Гаик Ягутян: «Не надо верить словам, приезжайте и посмотрите сами!»)
− Гаик Радикович, если искать информацию про Вас в интернете, то ничего конкретного кроме слухов найти не удается. Прям – человек легенда. Так как сейчас идут выборы, предлагаю не затрагивать подробно тему убийства Вашего отца. Расскажите нашим читателям на момент его гибели сколько Вам было лет и чем Вы занимались.
Фото с сайта rocky-g.dreamwidth.org

− Тогда я был совсем молодой, 25 лет. Отец часто пропадал на работе и мы были вместе лишь когда ездили к нему на родину в Армению. Он был очень хорошим следователем, очень любил свою работу и честь мундира для него всегда значило многое. Глядя на него я и пошел работать в милицию, где проработал почти пять лет, с января 1992 по декабрь 1996. Работал в ГАИ УВД сначала на оперативной работе, в отделе розыска угнанного транспорта, потом в отделе контроля за патрульной службой. То есть проверял, четко ли работают патрули, не спят ли на посту, не пьют ли. За это время у меня не было ни одного взыскания, лишь 54 благодарности.

− За что благодарности?

− За многое. Случаи бывали разные, даже иногда комичные. Приведу забавный пример. Стою с «палочкой», несется черная, наглухо тонированная «девятка». Жезлом даю сигнал для остановки. Они дальше «летят». Налицо явное нарушение. Сами понимаете, может за рулем пьяные или, еще хуже – наркоманы какие. Сел в патрульную машину, поехал. Погонялись немного, догнал. Наконец-то остановились. Я один, их в салоне четверо. Приоткрывается окошко, довольный водитель мне сует спецталон: «без досмотра, останавливать нельзя». Я все понимаю, бывает такая «служебная необходимость», но зачем же вести себя по-хамски. Могли же сразу остановится, показать удостоверение.

В общем, раз догнал, решил проверить, что за граждане. Вывел всех из салона, поставил руками к машине, стал выяснять кто такие, чего везем… а тут, совершенно случайно мимо едут замначальника ГУВД области и начальник ГАИ УВД города. Первый второму и говорит: «Ох, какие у тебя бодрые ребята, в одиночку четверых строят». На следующий день — благодарность.

− У тех, кто был в машине, талон «липовым» оказался?

− Нет, все было в порядке. Из ОРЧ, вроде, они оказались.

− Неужели проблем не было? Жаловались ведь?

− Жаловались, конечно, но в милиции кто первый рапорт написал, тот и молодец. Система. Я сразу же после инцидента в рапорте объяснил, что мимо меня, не остановившись, с явным нарушением ПДД пронесся автомобиль, что и вызвало подозрения. Да к тому же замначальника ГУВД похвалил.

− Работа в ГАИ вам что-то дала?

− Многое, в частности, юридические знания. Хотя до сих пор некоторые считают, что там я просто потерял время. Я так не считаю. Я рад, что мне довелось служить в милиции в те годы, когда там все еще было много людей, работающих за идею, понимающих, что такое честь мундира.

− А что такое честь мундира?

− Приведу пример. Уже в качестве инспектора объезжал город. Стоит патруль, все в порядке, ребята в норме, трезвые. И вот пока я им ставлю отметки в служебные книжки, вдруг мимо летят два «мерса» — тогда это был шик — и ребята их не то что не пытаются остановить, они чуть ли не руку к козырьку прикладывают. Я их спрашиваю: что за дела? Они мне: «Так ведь это напарниковские»… Помню, вскипел тогда. «Вас что, — говорю, — сюда поставили дедушек-дачников шкурить? Кем бы они ни был − если кто нарушает, − останови, оштрафуй».

− Со стороны легко советовать быть жестким и сильным...

− Я ж не только советовал. У меня были конфликты и с водителем Владимира Вдовина (Напарника), когда сам Напарник сидел на заднем сиденье. Мирон, тоже авторитетный был человек, в наручниках у меня как шелковый себя вел. Я думаю, это передалось от отца. Если одел форму, уважай ее и требуй, чтобы другие ее уважали. Сейчас мне приходится порой сталкиваться с современной полицией, и та часто выдвигает требования, которые не всегда можно назвать адекватными. Однако я всегда подчиняюсь, хотя потом и пишу жалобы. Я могу не уважать человека, который носит форму, но саму форму я уважаю и буду уважать всегда. Вообще, тут дело в силе духа. Если эта сила есть, ты способен на поступки.

− И как сила духа проявлялась в ГАИ? Зачем она нужна там?

− Например, чтобы спасать жизни. ДТП в работе дорожной службы бывают очень часто. Бывают и трагические случаи. Могу навскидку назвать несколько случаев, когда приходилось спасать жизни людей. Часто, когда потерпевший уже одной ногой на том свете, работники скорой помощи не хотят везти их в больницу – статистика портится. Вот тогда и приходилось весьма жестко настаивать. Помню в Жигулевске даже пришлось пообещать физических неприятностей одному медику. Спрашиваю, почему не везут. Врач мне нагло и цинично отвечает: «У него пульс нитевидный, он в любом случае не жилец, а с меня потом за труп спросят». Мы с ним пару минут поговорили и, видимо, что-то такое было в моих глазах, что он понял: шутить не стоит. Человека увезли и он выжил.

Была история еще с одним ДТП. Тогда, спасибо моим коллегам, сработали все как надо. Ехал по Обводному шоссе, в районе Васильевки толпа. Остановился узнать, что случилось. Говорят, сбили пешехода, сбивший сразу умчался дальше в сторону Ульяновска. Пострадавшего тоже нет, говорят, в каком-то «КАМАЗе» увезли в сторону Нового города. Я в машину, по газам. На санчелеевском посту стоит этот самый «КАМАЗ». Раненому чем-то, то ли бампером, то ли зеркалом, при ударе машины распороло живот, да так, что внутренности по всей кабине лежат. Вокруг все стоят и обсуждают, что дальше делать, как тот врач в Жигулевске: «не жилец...». Пришлось положить пострадавшего к себе в машину, сверху сложить внутренности и на полной скорости мчать в больницу. Вот тут спасибо коллегам. Я и так слишком эмоциональный, а тут как закричу в рацию: «Зеленый коридор до медгородка, срочно!». Ребята услышали. Все патрули, которые были, и ГАИ, и обычная милиция, перегородили перекрестки и кольца как для президентского кортежа. С педалью в пол я примерно за пять минут пролетел от санчелеевского моста до медгородка. И этот человек выжил. А можно было как все: стоять и сочувствовать.

После громкого убийства моего отца, я ушел в розыск. Тогда начался совсем другой риск. Был случай, когда мы ночью брали бригаду наемных убийц Яраева на турбазе. Одновременно с нами их разрабатывал и другой отдел. Слава Богу, все обошлось, а могли и со своими пострелять. Тогда бандитов взяли всех, спали они.

Про службу рассказывать могу много.

Вообще, в 90-е нам скучать не приходилось. Тогда шли бандитские войны, и всю милицию, независимо от принадлежности, в том числе и ГАИ, постоянно «дергали» на перестрелки. Довелось побывать в оцеплении, когда шла знаменитая перестрелка на 16 КПП АВТОВАЗа. Пальба минут пятнадцать стояла знатная. Убийства шли валом. Рекордный месяц был октябрь 1995-го − 45 убитых. Мы не вылезали из бронежилетов. Выезжали каждый день на перестрелки. Все это на моих глазах.

Время было такое.

(продолжение следует)
Поделиться:

4 комментария

Krasav4ik
в одиночку четверых строят

Ну да… Мы, менты 90-х, именно так и работали.
Nonstop
продолжение следует)
В смысле бронежилетов?