Дело оторванной руки: установлена 100% вина АВТОВАЗа

На АВТОВАЗе завершилось расследование тяжелого несчастного случая, произошедшего с рабочим прессового производства Дмитрием С., потерявшим руку (мы об этом писали ранее). Дело было признано крайне серьезным: комиссию, расследовавшую случай, возглавил лично А.К. Флёрин, глава госинспекции труда в Тольятти.


В комиссию также вошли И.А. Круглов, заместитель начальника отдела страхования профессиональных рисков филиала № 10 ГУ – СРО ФСС РФ, О.М. Харитонова, ведущий специалист отдела охраны труда мэрии Тольятти, К.В. Красильников, руководитель ПрП по инжинирингу, Ю.И. Агошков, начальник производства штампов ПрП, Е.Б. Мурачева, технический инспектор труда Федерации профсоюзов Самарской области, Н.А. Косолапов, председатель комиссии охраны труда профкома ПрП (официальный профсоюз АСМ) и С.А. Лут, уполномоченный по охране труда производства крупной штамповки ПрП.

Интересы Дмитрия С. в качестве доверенного лица, но не входя непосредственно в состав комиссии, представляла Анна Перова, представитель независимого вазовского профсоюза МПРА/»Единство».

«Разбор полетов» проходил ожидаемо: руководство завода, полностью виновное в случившемся, пыталось доказать, что рабочий виноват: полез, куда не надо, по неизвестной причине. Дескать, Дмитрий, переведенный в 61-й корпус, где и получил травму, зачем-то сам проявил ненужную инициативу.
Комиссия, однако, справедливо усомнилась в том, что Дмитрий С. по собственной инициативе стал выполнять работу, которую выполнять был не должен. Перова, по просьбе председателя комиссии Флёрина, съездила к Дмитрию в больницу за дополнительной объяснительной.

Он пояснил следующее: работа по переводу внутри завода на чужом месте, если руководству это нужно, подразумевает оплату в размере не ниже среднего заработка, даже если из-за какого-либо сбоя не выполняется норма. В связи с этим рабочие, переведенные на чужие места (в данном случае в 61-й корпус) материально заинтересованы в том, чтобы их «не выгнали назад». Поэтому они беспрекословно выполняют любые требования руководства, например, по наладке станков. Даже если не являются наладчиками и не имеют официального допуска. Несогласные, «качающие права», возвращаются в родной цех, теряя в зарплате.


Комиссия выяснила: действительно, дела обстояли именно так. Кроме того, Дмитрий С., работая на новом для себя оборудовании, даже не прошел предварительно необходимую стажировку. Подобное стало возможным на АВТОВАЗе из-за «оптимизации численности» рабочих. Итогом стало их перенапряжение и постоянное «перетасовывание» по разным цехам.

В частности, наладка станков в ПрП, как уже говорилось выше, в настоящее время осуществляется не только наладчиками, имеющими допуск. Ключи от прессов, позволяющие заниматься наладкой, имеются и у простых штамповщиков, хотя это и нарушение. Отсутствие наладчиков – еще один результат политики оптимизации численности персонала, раньше их хватало.

Выяснился и следующий вопиющий факт: в ПрП АВТОВАЗа до сих пор не разработан, не прописан техпроцесс по наладке прессов. Только в связи с работой комиссии началась его разработка.

Отметим, что члены комиссии повели себя объективно и профессионально, не вставая изначально ни на чью сторону, но и не позволяя «продавливать» свою линию представителям администрации. И О.М. Харитонова, представлявшая мэрию, и Е.Б. Мурачева, технический инспектор Федерации профсоюзов Самарской области, подошли к делу всесторонне. Итогом стал вывод: в несчастном случае виноват завод. Конкретными виновниками назвали А.М. Пинчука, начальника цеха штамповки № 3 ПрП, и и.о. мастера Д.А. Иванова. Хотя, безусловно, в целом виновата именно пресловутая «оптимизация численности» персонала.

Если говорить об «общей атмосфере на производстве», то к несчастному случаю в 61-м корпусе, сделала вывод комиссия, привели отсутствие обучения по охране труда и технологического процесса по снятию и установке штампов.

«Факт грубой неосторожности Дмитрия С. комиссией не установлен»,- это особенно подчеркивается.

Отметим, что на «грубой неосторожности» потерпевшего настаивали представители заводской администрации. Зачем? Если бы часть вины возложили на Дмитрия С., это стало бы поводом заметно снизить причитающуюся ему компенсацию и выплаты за моральный ущерб.

Впрочем, дело, возможно, не только и не столько в деньгах. Дмитрий С. потерял руку не на оборудовании 1970-х годов, а в новом прессе, который, теоретически, должен полностью исключать подобные несчастные случаи. Если такие пресса настроены правильно, они стопорятся, как только какой-то посторонний предмет оказывается в рабочей зоне. Но получилось так, как получилось.

На место происшествия приезжал лично Николя Мор, крайне разозленный и озадаченный случившимся. Тогда еще не было вывода комиссии, согласно которому виновно именно местное начальство, не сумевшее организовать рабочий процесс. Именно поэтому начальству требовалось сделать виноватыми рабочих, чтобы списать на них собственное головотяпство. Но не вышло.

В общем, вновь повторим: сокращение численности работников АВТОВАЗа, так называемая «оптимизация», происходит не за счет действительной оптимизации производственных процессов, а за счет усиления эксплуатации рабочих и закрытия глаз на нарушения техники безопасности.

Отметим и еще один момент: Дмитрий С., доверивший представление своих интересов профсоюзу МПРА/»Единство», не прогадал. Старожилы завода могут рассказать вам немало историй, когда люди получали тяжелые производственные травмы (например, позвоночника), однако соглашались на уговоры и обещания начальства «не забыть» и писали, что упали за забором завода, в нерабочее время. В итоге некоторые из этих людей спустя несколько лет, оставшись без копейки и превратившись в инвалидов из-за последствий травмы, пытаются вернуться в прошлое, ищут свидетелей, чтобы доказать, что травма все-таки была производственной и была скрыта. Однако, как правило, ничего доказать уже нельзя. За примерами далеко ходить не надо: в минувшем октябре двое рабочих были госпитализированы после того, как из-за обрыва стропы на них упал транспортер. Один получил довольно серьезные травмы, однако оба согласились написать, что пострадали не на заводе…
Поделиться:

32 комментария

pofig
Что в итоге выиграл парень?
ну не виновен ок и?
скажем в 2000 году предприятию это стоило 25 тыс руб и то через суд…разово
потом инвалидность… но ввиду того… вообщем сейчас не инвалид…
Комментарий отредактирован: 3 ноября 2016, 08:01
number5
Что в итоге выиграл парень?
Ну прежде всего геморр где-то на полгода-год со сбором кучи бумаг, проведением экспертиз и прочего для получения страховки. Максимум, что получит — 90 тыс.р. разово и какой-то процент (точный размер определит СМЭ) от средней зарплаты ежемесячно. Вроде как пожизненно, но это надо знать, как оно на практике, мои выводы из текста закона о соцстраховании.

В случае, если бы оказался виновен — ничего бы не получил.
Комментарий отредактирован: 3 ноября 2016, 08:14
Alexei_Napylov
fb-комментарий.
Работаю в том же корпусе не неподалеку, наслышан от рабочих что как рабы пашут там. «Иду на работу уже работают иду домой ещё работают» это мы так между собой шутим! Жаль конечно парня, по всему заводу идут такие нарушения мер техники безопасности всякие покраски, мойки паром на высоте, чистка подвалов для прессов и т.д. И ведь нет не какой управы на начальство, от юристов заводских пользы НЕТ, у них один ответ ты сделай мол сперва что тебе сказали а потом приходи к нам подумаем что можно сделать, от профсоюза АСМ тоже нет толку он полностью на стороне руководства, по этому кто отказывается делать то что связано с нарушением тех.безопасности те сразу попадают в чёрный список
Nonstop
Ну, как я и предполагала, служба охраны пьёт корвалол. Поэтому и Мор разозлен: штраф будет серьёзный. А парень… ну будет у него право взыскать моральный вред с АвтоВАЗа и дополнительные расходы. Остальное — по ОМС.
number5
по ОМС
может ФСС?
Nonstop
может ФСС?
больничный лист — ФСС, лечение — по ОМС. Я имею в виду, что попытки взыскать с АвтоВАЗа стоимость лечения (если за что-то платить придется), ни к чему не приведут. Отказывают суды. Практически всё покрывается полисом.
number5
больничный лист — ФСС, лечение — по ОМС
Протезирование тоже ФСС.
Nonstop
Протезирование тоже ФСС.
Протезирование — это не лечение, а реабилитация. Самый примитивный и грубый протез — ФСС (почти стихи)
Комментарий отредактирован: 3 ноября 2016, 14:03
pofig
другими словами ничего это ему не дает… а он просто потерял часть свой трудоспособности…
pofig
И так по всем вопросам через суд…
Alexei_Napylov
vk-комментарии.
Народ, кто работает на производстве… не идите на поводу у своих особоумных начальников, когда получаете травму на производстве, даже легкой тяжести. Вам это только хуже, или даже предложат компенсацию, главное чтоб не оформлять. не ВВЕДИТЕСЬ. Они свою премию берегут, и попы. А вам потом страдать… лично получал два раза производственную травму, легкой степени тяжести… пераый раз пошел на поводу, бросили подачку в пару тысяч, хотя мог получить 100% оплачевымый больничный, + полная компенсация со страховой в размере около 6 тыс, ну и потом если что со здоровьем можно будет обратится. В общем будьте смелее, и идите против начальника, если даже нарушили ОТ, все равно вам лучше
Я знаю тех двоих на кого упал транспортер, работают в моей бригаде. Сколько им предложили за отказ [от оформления производственной травмы]? Да нисколько, просто уговорили написать бытовую и всё. Единственное что сделали в больницу отвезли.
Комментарий отредактирован: 3 ноября 2016, 12:08
guest
Что-то многие комментарии в паблике ТОЛЬЯТТИ под постом об итогах расследования н/с быстро исчезли! Видимо, рабочим, осмелившимся раскрыть некоторые подробности того, что происходит в Прессовом, оперативно напомнили о Кодексе Этики. В "Рабочих АВТОВАЗа" вообще тишина, хотя даже на "южной стороне" люди обсуждают между собой этот случай...
guest
ситуация не из приятных, вызовет сейчас большой резонанс, но толку-то...только нытье и срач в комментах
Alexei_Napylov
Давайте, защищайте своих работодателей в высотке. Кстати, не надо врать, что вы сами по себе. Страница у вас явно «левая», что очевидно любому разбирающемуся в соцсетях.
zuko
Вот мне интересно, почему не был поднят вопрос об элементарной безграмотности пострадавшего? Я, конечно, понимаю, недостатки организации процесса и так далее. Но! Но неужели пострадавший товарищ не понимал, что при отключенной блокировке рабочей зоны возможно срабатывание механизма? Ну не знаешь ты оборудование, какого полез налаживать? И кижу понятно, что администрация обойдется штрафом/выговором и без руки то ты останешься?

Проблемы в охране труда родилась не вчера, и даже не при Андерсоне. Я сам, без малого пятнадцать лет отработал на ВАЗе наладчиком. Ушел в 2001. В те времена творилось ровно то же самое.
Комментарий отредактирован: 3 ноября 2016, 19:44
guest
Многие вопросы поднимались в ходе этого расследования. Я так скажу, если бы Перова представляла сторону администрации, то рабочих бы без труда сделали крайними. Суворова неплохо подготовилась, кстати, несмотря на то, что тоже не входила в состав комиссии, а выполняла функции консультанта... Профсоюз МПРА потому и поднимает подобные темы, что стремится донести до рабочих ту простую мысль, что: бесполезных мелочей не бывает. На завод мы пришли не от скуки, а чтобы продавать свою рабочую силу. И делать это нужно с максимальной выгодой для себя. И уж точно без ущерба для здоровья! Солидарность - это не блажь, не романтические изыски, а единственная возможность навязать свою волю руководящему меньшинству!

Мне, рабочему, нисколько не жаль Пинчука и ему подобных... Какую ответственность они понесут? Никакую! В премии потеряют... И всё! Они эти деньги без проблем компенсируют, у начальников полно возможностей для этого!
bot-a-nik
Проблемы в охране труда родилась не вчера, и даже не при Андерсоне.
Точно что не вчера, в 86-м я был на практике так за неделю 4 случая со смертельным исходом, двоих погрузчиком задавило, один не знаю, а один практически на моих глазах. Бугор перелез через забор в автоматической линии чего-там почистить когда она стояла, а линия «поехала» и на голову ему оснастка опустилась, зрелище конечно было — тяжело вспоминать. Открыл бы калитку, а не перелез через ограду, ничего такого не случилось Остались двое детей без отца, кстати заявление об увольнении у начальника лежало, 2 недели отрабатывал. Есть такое понятие в технике: «защита от дурака», но увы «дураки» бывают слишком изобретательными что бы и её обойти — это факт. Что было в данном случае и чья вина, судить не берусь.
spin_doctor_Und
«Факт грубой неосторожности Дмитрия С. комиссией не установлен»,- это особенно подчеркивается.
Это обычная практика, все истории с юридическим подтекстом на ВАЗе заканчиваются в пользу работника. Не говоря уже о случаях привлечения трудовой инспекции. В свое время на ВАЗе людей за пьянку было тяжело выгнать.

Дмитрий С. потерял руку не на оборудовании 1970-х годов, а в новом прессе, который, теоретически, должен полностью исключать подобные несчастные случаи. Если такие пресса настроены правильно, они стопорятся, как только какой-то посторонний предмет оказывается в рабочей зоне. Но получилось так, как получилось.
Пресса не стопорятся. Перед наладкой пресса должен выставляться упор/стойка между матрицей и пуансоном. Не выставление стойки — грубое нарушение тех безопасности.

В общем, вновь повторим: сокращение численности работников АВТОВАЗа, так называемая «оптимизация», происходит не за счет действительной оптимизации производственных процессов, а за счет усиления эксплуатации рабочих и закрытия глаз на нарушения техники безопасности.
Автор, обратитесь к международному опыту. Связь между оптимизацией процессов и уменьшением кол-во работников прямая. Связь между уменьшением объема производства и уменьшением кол-ва работников прямая. Связи между оптимизацией и закрытием глаз на нарушение техники безопасности нет.
bot-a-nik
Перед наладкой пресса должен выставляться упор/стойка между матрицей и пуансоном. Не выставление стойки — грубое нарушение тех безопасности
Осталось выяснить, доведено ли было это до сведения работника под роспись. Было — виноват он, не было — виновата администрация. Вы в курсе этой конкретной ситуации?
guest
Рабочий вставлял болт в крепежный паз, расположенный между штампом и верхней плитой ползуна. Где, по-вашему, должна быть стойка безопасности? Его коллега пытался довести ползун до уровня болта. В режиме наладки ползун идет очень медленно, поэтому убрать руку проблемы бы не составило. Когда установлен толчковый режим, то пресс работает с обычной скоростью и делает полный цикл, если не отпускать кнопки двуручного пульта. Что и произошло... Как сказано в статье, техпроцесс для наладки прессов не разработан до сих пор. Стажировку рабочие не проходили, новое оборудование они осваивали в процессе работы, без контроля со стороны. Что касается подписей, то это тема отдельная. Пострадавший некоторые из них не признал. То есть расписались за него! Раскручивать это он не пожелал... Парню оказалось достаточно и того, что комиссия его вины не установила.
bot-a-nik
Что касается подписей, то это тема отдельная.
Конечно отдельная и ключевая в данной ситуации когда бабки платить. Есть инструкция по ТБ, если ты не читая подмахнул — вина твоя, если не расписался или в инструкции про эти режимы о которых Вы пишите доступно не изложено — вина администрации.
guest
Ой, давайте не будем про "в свое время"! Прошло то время, и это важно осознать! Чтобы не питать иллюзий и не рассчитывать на подачки от вышестоящих лиц... Напылов о старожилах обмолвился. Да, действительно, старшие товарищи рассказывали мне, как они забивали на все и бухали прямо на рабочем месте. А если мастер пытался их уволить, то его вызывали "на ковер", спрашивая, по всей строгости, кто дал ему право так бесцеремонно разбрасываться ценными кадрами! Сейчас же ситуация совсем иная, людей увольняют за пустяки. Это я как представитель МПРА говорю, - человек, у которого есть возможность осознать всю тяжесть нынешнего положения рабочих на АВТОВАЗе не только на своем собственном опыте, но и других товарищей...

Пресса действительно вырубаются, стоит только штамповщику немного наклониться и попасть козырьком своей бейсболки в опасную зону! Сенсорные пресса! Пока это все прекрасно работает. Что касается н/с, то тут ребята напутали с режимом работы. Они поставили на толчковый, тогда как надо было установить наладочный режим. Перед этим требовалось сделать пробный ход... Но они ведь не наладчики, чтобы держать все эти тонкости в голове! Им пару раз показали, они запомнили и делали... В какой-то момент этот порядок вещей спутался...

Господа из высотки, для вас та компенсация, на которую может рассчитывать человек, получивший увечье, - не такие уж значительные деньги, правильно?! Месячная зарплата... И да, никто из ваших детей не потеряет руку, работая за прессом! Но кто может гарантировать, что никто из ваших отпрысков не влетит в столб на дорогом авто?! Им ведь тоже могут не оказать своевременную помощь, проехать мимо... Это я к тому, что у каждого из вас полно возможностей почувствовать себя простым смертным! Так что не умничайте, если вас не касается данное дело напрямую.
bot-a-nik
Что касается н/с, то тут ребята напутали с режимом работы.
По незнанию или собственной неусмотрительности?
spin_doctor_Und
Ой, давайте не будем про «в свое время»! Прошло то время, и это важно осознать! Чтобы не питать иллюзий и не рассчитывать на подачки от вышестоящих лиц...
И слава богу что прошло, ибо выходило так, что пьяные наладчики, нарушая техн безопасности подставляли руководителей

Пресса действительно вырубаются, стоит только штамповщику немного наклониться и попасть козырьком своей бейсболки в опасную зону! Сенсорные пресса!
Любой технарь понимает — оборудование сбоит и ломается, датчики глючат — о какой надежде на сенсор можно говорить? Специалисты всегда перестраховываются, т.к. электроника не является 100% гарантией защиты. И кстати, я не знаю, о каком типе пресса идет речь.

Они поставили на толчковый, тогда как надо было установить наладочный режим. Перед этим требовалось сделать пробный ход… Но они ведь не наладчики, чтобы держать все эти тонкости в голове! Им пару раз показали, они запомнили и делали… В какой-то момент этот порядок вещей спутался…
Не принимая ни одну из сторон по обсуждаемой теме. Слова в цитате действительно парадокс: люди что-то напутали и наказание должны понести руководители (что является нормой на любом предприятии). Но если у кого-то ребенок попадет в аварию на дорогом авто, то тут логика обвинения не обращена ни на Мэра города и ни на главу ГИБДД…
guest
У людей не было допуска, чтобы делать наладку. Они - штамповщики. Техпроцесс для наладки не разработан до сих пор. Стажировку они не проходили. Подумайте еще раз над всем этим...

Про оптимизацию. Всех наладчиков в ПрП перевели в свое время в штамповщики. Предполагалось, что они будут работать за прессами, а при необходимости делать наладку. Что по факту? Они выполняют свою прежнюю работу, получая по 5-му разряду, как штамповщики. Численность последних сократилась, потому как многие взяли оклады. В результате, не соблюдается расстановка, усиливается эксплуатация персонала... Кто виноват? Разумеется, сами рабочие, не стремящиеся отстаивать свои права. Местное начальство, понятное дело, продолжит выкручиваться за счет рабочих, выполняя волю высшего руководства и набивая свой карман (деньги за переработку и т.д. из бригады выводятся через своих).

В 61-м корпусе осуществлять наладку имел право только один человек. На всю смену! Как, по-вашему, можно ли в одиночку установить штамп? И с чего бы вдруг рабочие, штамповавшие на линии "Д", оставили свои места и бросились помогать устанавливать штамп на линии А? Напомню, что платили им по среднему. В этом случае, норму можно и не выполнять. Так что наверстывать время простоя не было никакого резона. Температура в цехе тоже не способствовала к лишним телодвижениям...
spin_doctor_Und
У людей не было допуска, чтобы делать наладку. Они — штамповщики. Техпроцесс для наладки не разработан до сих пор. Стажировку они не проходили. Подумайте еще раз над всем этим…
Вы мне что этим хотите сказать?

Про оптимизацию. Всех наладчиков в ПрП перевели в свое время в штамповщики. Предполагалось, что они будут работать за прессами, а при необходимости делать наладку. Что по факту?...

Факты? Где расчет норм времени в человеко-часах в соответствии с производственным планом? Про проблемы я тоже долго могу рассказывать.

В 61-м корпусе осуществлять наладку имел право только один человек. На всю смену! Как, по-вашему, можно ли в одиночку установить штамп? ...
Увы, никогда не поверю, что на целый цех работает один наладчик — сколько там единиц оборудования и кол-во переналадок в день
guest
Верите вы или не верите, но это так. На всю смену - один человек, имеющий допуск. Всем остальным просто выдали ключи от "режимника". Самое печальное, что этот н/с мало повлиял на ситуацию. Все как было, так и осталось.
guest
Факты вам не нужны. Ведь вы выступаете в роли адвоката Дьявола.
bot-a-nik
Любой технарь понимает — оборудование сбоит и ломается, датчики глючат — о какой надежде на сенсор можно говорить?
Я технарь и я понимаю что несмотря на глючание техники, человек всегда самое слабое звено: Чернобыль Саяношушенская примеры. Глючит сенсор? Если место ответственное поставь последовательно в цепь ещё один, примени более совершенный. Если на безопасность техники не надеяться весь мир развалится, по пещерам расползёмся.
guest
Чернобыль не человеческий фактор, а конструкторское разгильдяйство. Графитовые стержни, предназначенные для гашения ядерной реакции разогнали её до критического уровня. Это доказано, признано, стержням изменили конструкции. Позже. Или поздно.
spin_doctor_Und
Так вы определитесь пож-та, мы говорим о нарушении со стороны человека/исполнителя или о чем-то еще?
guest
Вы как человек из "высотки" сами определитесь со своими целями и сообщите здесь. Если Вам реально жалко пострадавшего человека,для Вас ценна человеческая жизнь и Вы считаете,что ради производства любого вида продукции не стоит рисковать жизнью и здоровьем - это одно. Если мотивы иные,то озвучте их и мы поговорим о них.