Десять наивных вопросов о самом крупном российском автозаводе

В чем причины нынешнего печального состояния АВТОВАЗа? Каковы перспективы завода? Нужна ли национализация? Портал «Детали-Авто» провел краткий, ясный и, что особенно важно, лишенный дешевого предвыборного популизма анализ.


Что происходит с АВТОВАЗом?

У АВТОВАЗа изначально было очень мало возможностей для развития, как мировой глобальной компании. За последние четверть века ситуация лишь усугублялась. Разработанная в конце 80-х «десятка» встала на конвейер в 1996-м, «Калина», которая была в общих чертах готова еще в начале 90-х, начала производиться лишь в 2004-м. Автозавод растерял большую часть своего и без того невысокого экспортного потенциала, и стал предприятием одного, пусть и большого, рынка – российского. Пока этот рынок рос, можно было выживать, хотя о полноценном развитии речь уже не могла идти.

Необходимо было слияние с крупным мировым автопроизводителем. Но предприятие это спасало бы лишь при определенных условиях, а именно четко оговоренных при продаже контрольного пакета пунктах договора о жестких и сжатых сроках локализации производства новых моделей. А также об отсутствии экспортных ограничений для продукции нового, созданного на базе АВТОВАЗа, предприятия. К сожалению, ни того, ни другого сделано не было.

Сейчас российский рынок сжался до уровня 10-12-летней давности, а конкурентов здесь у АВТОВАЗа по сравнению с тем временем стало в разы больше. И с учетом того, что «неизвестно, когда, в конце концов, рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту» (цитата из комментария директора АЕБ Йорга Шрайбера), так ли нужен он теперь инвестору, Альянсу Renault-Nissan?

Почему Renault-Nissan хочет сделать из АВТОВАЗа «отвертку»?

В последние пару десятилетий все международные автоконцерны соревновались в объеме производства. Для этого осуществлялись сенсационные слияния и поглощения, выпускались специальные платформы для развивающихся рынков и т.д. Смысл всего этого чисто арифметический: чем больше объем закупок комплектующих, тем ниже стоимость одной детали, а следовательно ниже себестоимость производства и выше прибыль. С самого начала своего прихода на АВТОВАЗ Renault-Nissan делал все, чтобы завести сюда своих поставщиков. Для этого была разработана целая программа по объединению линеек поставщиков Renault и АВТОВАЗа, создана единая закупочная организация. Но судя по всему, эффект от этого вышел недостаточный.

Да и вообще поставьте себя на место Renault-Nissan — компании с мировым именем и восьмимиллионным объемом продаж по всему земному шару. Вот покупаете вы автосборочный завод в какой-то развивающейся стране. Он выпускает какие-то малоизвестные, в общем, автомобили, имеет какие-то свои традиции, коллектив, поставщиков. И вам предлагают в это все вникать, подстраиваться, искать пути развития модельного ряда, коллектива, поставщиков. Ну, оно вам надо? Поставить на производство свой модельный ряд и привести своих поставщиков можно быстро и с минимальными потерями. А именно так и можно действовать сейчас в условиях суровой конкуренции в мировом автопроме.

Откуда берутся гигантские убытки?

АВТОВАЗ сейчас выпускает меньше половины того объема, который позволяют выпускать его производственные мощности. Завод работает с отрицательной рентабельностью, что естественно, а кроме того, обесцениваются его активы, идут большие затраты на модернизацию производства и вывод на рынок новых моделей.

Есть очень распространенное мнение, что автозавод также теряет колоссальные средства на невыгодных для себя контрактах по закупке комплектующих и услуг, которые заключаются толи от неграмотности менеджеров, толи от их корыстных мотивов. Но достаточных и официальных подтверждений этому нет.

Почему у АВТОВАЗа ничего не получается с импортозамещением?

Потому что АВТОВАЗ повышает цену на свою продукцию практически синхронно со своими иностранными конкурентами. Самая ходовая модель АВТОВАЗа – «Гранта» за этот год обогнала своих основных конкурентов — бюджетные иномарки по росту цен. Если бы не программа утилизации, развитая сервисная сеть, привычка российских покупателей, то продажи АВТОВАЗа рухнули бы еще больше.

Почему растут цены на «Лады»?

За последние пять лет АВТОВАЗ гигантскими темпами наращивал импорт. Lada Kalina и Lada Granta сейчас наполовину состоят из импортных автокомпонентов и материалов. Lada Largus и Lada XRAY – примерно на 75%. После обвала рубля стоимость закупок импорта выросла, выросли и цены на автомобили. Соответственно спрос на них упал. Упал и объем производства. Чем меньше объем производства, тем выше цена партии комплектующих. Что в свою очередь вновь влечет рост цен на автомобили.

К тому же есть мнение, что на ценообразование «Лады» влияют иностранные акционеры АВТОВАЗа, которые стремятся не допустить конкуренции для своих бюджетных моделей. Доказательств этому нет. Но последнее повышение цен на Lada на 5% совпало по величине с таким же повышением цен на «Рено». Хотя при всех раскладах валютные колебания должны влиять на французские автомобили гораздо сильнее, чем на российские.

Почему нельзя вернуть российских поставщиков?

Потому что большинство российских поставщиков не может производить комплектующие нужного качества. На стороне их иностранных конкурентов десятилетия работы в конкурентной среде, капитал, научно-технический потенциал. Российские локальные поставщики в одиночку противостоять им не могут. Снижать же стандарты качества комплектующих АВТОВАЗ не хочет. К тому же за годы франко-японской селекции многие российские поставщики автокомпонентов на «Ладу» просто прекратили свое существование.

Почему нельзя наладить производство автокомпонентов нужного качества в России?

Можно, но надо вкладывать средства. А иностранные производители этого делать не хотят, потому что неизвестно, что будет с АВТОВАЗом завтра, и каков будет рынок сбыта в России. А российские еще к тому же не имеют для этого средств. АВТОВАЗ не хочет, да, видимо, и не может дать поставщикам никаких гарантий того, что вложенные в локализацию производства автокомпонентов средства окупятся. Видимо, нужно какое-то вмешательство государства в этот процесс, но чиновники пока очень много говорят про локализацию и импортозамещение, а реальных шагов в этом направлении незаметно.

Можно ли переориентировать АВТОВАЗ на экспортные рынки?

Теоретически даже нынешний модельный ряд можно продавать на «развивающихся рынках» Азии и Африки, а также в странах бывшего СССР и в Восточной Европе. Но в это опять же нужно вкладывать средства. И хочет ли видеть АВТОВАЗ на этих рынках его основной акционер – Renault-Nissan? Судя по тому, что каких-либо значительных усилий АВТОВАЗ в направлении экспорта не прикладывает, ответ на этот вопрос, скорее всего, отрицательный.

Имеет ли смысл вторая национализация предприятия?

Здесь главный вопрос, как государство в случае национализации распорядится предприятием. У АВТОВАЗа в его новейшей истории были руководители, назначенные государством, и, кроме, может быть, примера с Игорем Комаровым, это были неудачные назначения.

Есть вариант с передачей управления АВТОВАЗом кому-либо из российских автоконцернов, но кто решится взять на себя этот очень и очень проблемный актив?

Что будет, если владельцем станет Renault-Nissan?

Здесь есть плохие варианты развития событий, а есть хорошие. Если Renault-Nissan все же найдет для АВТОВАЗа нишу на внешних рынках, то все будет относительно неплохо. Если нет, то АВТОВАЗ ждет, скорее всего, сокращение производственных мощностей и персонала. А, возможно, в перспективе и окончательное закрытие, как это произошло с АЗЛК, ЗиЛом и другими российскими автозаводами.

Хотя в любом случае не исключено, что франко-японский Альянс будет искать пути сокращения производственных площадей и коллектива в Тольятти. Мировая практика показала, что таким огромным производством не очень удобно управлять, а проблемы этого монстра моментально влекут за собой большие социальные последствия, общественный резонанс и реакцию государственных чиновников. Для любого бизнеса это создает помехи, поэтому, вероятно, и возникла «целевая» цифра вазовского персонала в 26 тысяч работающих, и слухи про секретный план Renault по доведению максимального годового производства на АВТОВАЗе до 300 тысяч автомобилей.
Поделиться:

38 комментариев

guest
Да границу от всех врагов закройте,объявите, что враги салоны своих авто ядом пропитывают, чтобы народ-богонесец исчез, выгоните ...вагены...йоты и прочие ...десы- и вот он- расцвет отечественного автопрома и реставрация совдепии. Ну и иглу останкинскую естессно в помощь. Рецепты как всегда просты.
guest
Идем в этом направлении семимильными шагами. Вон уже левада выяснило, что россияне жаждут возвращения системы госпланирования и распределения.
bin-rada
Что вы имеете против госпланирования? Многие капиталистические страны пользуются этим инструментом (в том числе США — и очень активно).
guest
Использовать инструменты госпланировпния и переводить экономику в планово-распределительную систему это две разные вещи.

Я при плановой экономике жил. Спасибо, меня туда агитировать не надо.
bin-rada
Вы считаете, что при бесплановой экономике жить лучше?
Лучше — это для вас ЧТО?
guest
Если раскроете мне смысл того, что в вашем понимании есть "бесплановая экономика" я даже попробую ответить на этот вопрос.

Лучше - это вы у меня ГДЕ прочесть смогли? Где я сравнивал лучше и хуже?
bin-rada
Спасибо, меня туда агитировать не надо.
Я эти ваши слова неправильно поняла? Вы имеете ввиду, что вас не надо агитировать в плановую экономику, так как в государстве с плановой экономикой жить лучше?

Бесплановая экономика — то, в чём мы живём последние 25 лет. Я что-то не видела у государства никаких стратегических планов, кроме «всё приватизировать».
guest
1. Я понятия не имею, как вы поняли мои слова.
2. Из второй части пассажа вообще нисего непонятно, кроме того что слова "плановая экономика" повторяются два раза подряд.
3. Вы вообще представляете себе, в чем отличие плановой экономики от свободной и смешанной, или прежде чем ввязываться с вами в спор нужна короткая лекция на эту тему.
4 . По вашему замечанию относительно "...нет планов кроме как приватизировать..." я могу сделать вывод о том, что вы несколько превратно понимаете смысл того, что такое плановая экономика.
pofig
блин чтоб с этим товарищем спорить по экономике, надо хоть институт закончить по этой теме))))))) выж спорите с теоретиком(вроде к.э.н.) по экономике!!!
Комментарий отредактирован: 19 февраля 2016, 12:22
dozer
выгонять не надо, просто их директора не должны быть и нашими
pofig
статья явный заказ… почти все голословно… а многое просто смешно…
вернее не так… может и не заказ… скорее профан писал.
Комментарий отредактирован: 18 февраля 2016, 14:00
guest
можно хотя бы пару пунктов аргументировано опровергнуть?
Korney
Можно. Хотя все эти пунктики — это просто констатация происходящего. Вопрос про экспорт вообще какой-то невнятный. Это самое перспективное направление развития Автоваза. И как-то невнятно затух. Якобы никто не хочет им заниматься. Почему нельзя бюджет Рено переориентировать на Китай, к примеру. Никто же не призывает там продавать Гранты. А Логаны, Сандеро, и Ларгусы вполне. Китай рядом. Казахстан пересечь. Другое дело нам в уши дуют про отсутствие спроса. Сдается мне, что просто объемов не хватает не экспорт. Все реализуется внутри. Рено просто вынужденно поддерживает правила европейской игры. Тем более Дима подсуетился.
moydodyr
Корней! Держись бодрей… Рено-Ниссановцы сами Китая боятся… Это им как в Тулу с самоварами…
guest
В Китай импортировать Логаны??? Вы новости последние почитайте. В Китай никто ничего не возит. Все производят там (ну кроме авто уровня Феррари, Бентли и т.д.). Хоть изучите немного вопрос. Рено там кстати буквально на днях запустили завод ru.investing.com/news/новости-фондового-рынка/renault-хочет-поставить-китай-во-главу-своей-стратегии-209691
Korney
Хорошо не в Китай. Я к примеру. Есть динамично развивающийся Вьетнам, Таиланд, Камбоджа. Хрен его знает еще чего в Юго- Востоке. С покосившимся долларом они уже побогаче нас будут.
pofig
Можно, но надо вкладывать средства. А иностранные производители этого делать не хотят, потому что неизвестно, что будет с АВТОВАЗом завтра, и каков будет рынок сбыта в России.
посмотрите автовазагрегат и какие технологии и кто внедрял… ну и других поставщиков.
Есть очень распространенное мнение, что автозавод также теряет колоссальные средства на невыгодных для себя контрактах по закупке комплектующих и услуг, которые заключаются толи от неграмотности менеджеров, толи от их корыстных мотивов. Но достаточных и официальных подтверждений этому нет.

у кого нет доказательств? а вы посмотрите что сделал в первые полгода Бу, и посмотрите на рбк статью там один абзац именно этому пункту уделен… ну и другие мнения также… школьник писал на коленке…
moydodyr
Имеем:
— Рено-Ниssановцы гнобят бренд ЛАДА.
— Машины собранные в России не пускают на экспорт, особенно в Европу
— Российские производители комплектующих уничтожают и заменяют с личных заводиков в Турции и Румынии.
— Руководит всем тупой швед с его чешской подругой…
— Внезапно фирмы из Чехии стали оказывать консультационные услуги ВАЗу на миллиарды
Продолжать можно долго…
guest
1. Как гнобят? При Рено обновление модельного ряда под брендом Лада идет такими темпами, что ранее и не снились.
2. Кто не пускает? Вы реально думаете что они там кому-то нужны?
3. Заменяют на тех, кто обеспечивает оптимальные цены и качества. Да, местное жулье остается не у дел. Давно уже пора.
4. Тупой? Ну-ну.
5. Да, про это интересно
moydodyr
Например при останоке конвейера Рено-Ниssан останавливают сборку Приоры и Гранты на соседнем конвейере… До впрочем тебе лучше с UkrKiev дискутировать… Каклы-с!
UkrKiev
. Почему нельзя бюджет Рено переориентировать на Китай, к примеру. Никто же не призывает там продавать Гранты. А Логаны, Сандеро, и Ларгусы вполне. Китай рядом. Казахстан пересечь. Другое дело нам в уши дуют про отсутствие спроса
Вы реально проигрываете тем же китайцам по всем статьям.Вот вам пример того что продается в Украине.
АВтоваз:Your text to link...
Китай:Your text to link...
А хороши были Жугули и Газели. когда стоили 3500- 4000 дол.Тогда цена-качество реально соответствовала.
А на уровне 7000- 10000 долларов сейчас конкуренция огромная. И ВАЗ в ней проигрывает по всем статьям.
iowa
Вы бы про свою страну подумали, один АвтоВАЗ за месяц производит и продает в разы больше автомобилей, чем вся Украина за год вместе взятая.
Комментарий отредактирован: 18 февраля 2016, 18:48
Korney
Несмотря на дешевизну Китай-машина то же ведь разная. Те машины, на которых ездить можно то ведь здесь не дешевы.
UkrKiev
Вы бы про свою страну подумали
Обязательно. Ведь фокус то в чем? В Украине нет городов в которых благополучие жителей зависит от одного по сути предприятия. А это предприятие конкурирует на мировом рынке с ведущими концернами.
Вот и все.
И без политики. Политика тут абсолютно не причем, но рынок сбыта ВАЗа это бывший СССР и скажем так развивающиеся страны.
iowa
На Украине вообще не осталось действующих предприятий, в нормальном смысле этого слова. 5-6 тысяч легковых и грузовых автомобилей в год, один танк — это значит промышленность страны умерла. Поднимитесь до уровня одного нашего завода.
Vyrvipup
Вы бы про свою страну подумали
Обязательно
Так где ж оно Обязательно? Вы тут пасётесь, заботитесь о нас, об АвтоВАЗе, Рада включает в повестку дня вопрос о переименовании России в Московию.Ну нету других более важных вопросов. И опять таки исключительно с заботой о москалях. И только о своих подумать некогда — в Днепропетровске думают что делать с метро -затопить водой или засыпать землёй. Некогда содержать в нормальном состоянии — в Европу идем Заботливые вы.
Комментарий отредактирован: 18 февраля 2016, 19:12
Vyrvipup
Для не понявших В Днепропетровске действительно, так как нет денег, решают как «законсервировать» уже прорытые участки метро: или затопить, или засыпать.
Комментарий отредактирован: 19 февраля 2016, 10:52
UkrKiev
Для не понявших В Днепропетровске действительно, так как нет денег, решают как «законсервировать» уже прорытые участки метро
Перевожу для не жителей Украины. Такими вбросами пытаются подготовить жителей Днепра к повышению цен на проезд. Стоимость не менялась с 2011года. Так как 2грн это действительно убыточно. Параллельно с этим выбивают деньги из Киева.
Если в Москве проезд в метро будет стоить семь центов, то без бюджетного финансирования тоже придется засыпать или затопить.
Vyrvipup
Такими вбросами пытаются подготовить жителей Днепра к повышению цен на проезд. Стоимость не менялась с 2011 года
Стыдить лжеца, шутить над дураком
И спорить с женщиной всё то же, 
Что черпать воду решетом:
От сих троих избавь нас, Боже!

М. Ю. Лермонтов
uuuuuuu
Вот ведь! В четырёх строках-ватничество(лжец упоминает), русский фашизм(пишет «дурак», а надо писать «представитель интеллектуального большинства») и сексизм(унижает женщин призывом не спорить с ней).))))
Aleksashka
А что, М.Ю.Лермонтов из нетрадиционных, раз от женщин просит избавить?
UkrKiev
Стыдить лжеца, шутить над дураком
В чем ложь, и кто простите дурак?
Жетоны для проезда в метро
Цена билета: 2 грн. (с сентября 2011), разовый жетон.
30 коп. — (1995-1997 г.), 40 коп. — (1997-2000), 50 коп. — (2001 — янв. 2002), 60 коп. (2002-09.2009), 1,5 грн. — (до 09.2011).
заботитесь о нас
Стесняюсь спросить. На каком виде транспорта можно проехать сегодня в городе Тольятти за ШЕСТЬ рублей?
Комментарий отредактирован: 20 февраля 2016, 08:43
Alexei_Napylov
А какой пенсионер Днепропетровска ЖАЛУЕТСЯ на пенсию в 4000 гривен?
Vyrvipup
В чем ложь, и кто простите дурак?
Я ведь не зря подсказываю вашему начальству о вашем не профессионализме. Если утверждение опровергается на раз-два, то не только премию, зарплату платить нельзя.
В днепропетровских маршрутках подешевел проезд, но водители продолжают возить по 5 грн www.056.ua/news/1108730
Вам поискать сколько раз менялась цена с 2011 года?
guest
в Раде согласились переименовать Днепропетровск в Днепр. Херсон напрягся...
Vyrvipup
в Раде согласились переименовать Днепропетровск в Днепр
Alexei_Napylov
По этой теме, как я наблюдаю издалека, читая порой украинские СМИ и блоги, сейчас тупятся здрадометры и перемогометры. Была попытка вполне себе лояльных нынешней киевской власти граждан переименовать Днепропетровск в Днепропетровск не в честь коммуниста Петровского, а в честь святого Петра. Но вроде как эта тема была заглушена как потенциальная «зрада».

Историческое название — Екатеринослав — вообще никак не годится с точки зрения сегодняшней киевской власти.
Комментарий отредактирован: 20 февраля 2016, 17:06
UkrKiev
Историческое название — Екатеринослав — вообще никак не годится с точки зрения сегодняшней киевской власти.
Жители Днепропетровска кличут свой город в основном как Днепр. Жители Украины в основной массе так же. А верить опросам на сайте? Ну вы связаны с интернетом и технологиями. Сами все понимаете.