Маршрутки Тольятти: терроризирование льготников пока неизбежно экономически
В мэрии и «Процессинговом центре пассажирского транспорта» (последний «откусывает» более 10% оборота за «обслуживание транспортных карт», характерно, что точную цифру представитель ПЦПТ в дискуссии так и не назвал) говорят, что водители маршруток и владельцы маршрутов либо идиоты, которые не хотят получить те же (ну, «почти те же») 25 рублей за поездку безналом, либо же «мафиози, отмывающие нал», которым проведение части оплаты «по-белому» только навредит. Это, естественно, бред.
На оплату по безналичному расчету даже малый бизнес переходит очень активно. Например, небольшие кафе, магазинчики разливного пива. Понятно, оплата идет банковскими, а не транспортными картами. Банк «отщипывает», в зависимости от оборота, до 3% суммы в качестве комиссии. Понятно, это не 10%, и это намного выгодней в плане числа обслуживаемых клиентов, которые, потребуй от них прогуляться до банкомата, от покупки откажутся.
Что с маршрутками? Минувшим летом на круглом столе в мэрии представители компаний-перевозчиков сообщили: в конечном счете при «белой» работе с картами несколько месяцев спустя за поездку льготника будет перечислено 12 рублей (вместо 20 по тарифам 2015 года). Цифра вполне похожа на правду — будь итог ближе к 20 рублям, льготников возили бы без проблем.
Однако что на деле? В мэрии и ПЦПТ говорят примерно следующее: «Ну, 12 рублей в любом случае лучше 0». Однако умалчивается то, что варианты «0 или 12» не единственные. Есть еще вариант, гораздо более выгодный: затерроризировать льготников так, чтобы как минмум 60% из них перестали даже пытаться использовать карты. Тогда у тебя будут те же 12 рублей с поездки, но сразу, а не через несколько месяцев. И без затрат на валидатор. Ну а если затерроризировать больше 60%, это вообще выгода без разговоров.
Легко ли заниматься таким террором? Вполне. Как правило, регулярно пользующиеся общественным транспортом пенсионеры являются работающими, и, как школьники и студенты, пытаются попасть примерно в одно и то же время в маршрутку одного-двух маршрутов. Так что, когда водитель говорит: «Я тебя запомнил!»- он не врет. Льготнику, конечно, можно просочиться в дверь вместе с группой других пассажиров, но, если он вдруг один, мимо него маршрутка проедет. Или, как отмечено выше, провезет его одну-две лишних остановки. Водитель «не услышит» просьбу остановить. Наконец, просто ругань никто не отменял, а она очень расстраивает людей, не обладающих достаточным уровнем здорового цинизма.
Наказать водителей возможно только в теории — на практике этого не происходит. Реальных рычагов давления на перевозчиков у чиновников нет, и не похоже, чтобы это их беспокоило.
В итоге водители оказываются в ситуации, когда вести себя прилично и уважать льготников с картами попросту невыгодно. От них де-факто требуют исполнения взаимоисключающих параграфов. «Водитель обязан быть вежливым с пассажиром. За отсутствие матерной брани в адрес каждого десятого пассажира штраф — 10% от премии».
Водители, конечно, ведут себя очень неправильно, когда терроризируют льготников. Однако действуют они так по чисто экономическим причинам. Если бы мэрия, устраивая транспортную реформу, действительно планировала полностью возмещать перевозчикам затраты на льготников, никаких проблем не возникало бы. Однако мэрия, назовем вещи своими именами, заведомо рассчитывала перевозчиков в этом вопросе «кинуть», что и продолжает делать, отказывая им в полном возмещении. Заложниками же ситуации оказались льготники.
Еще раз, тезисно. Мэрия Тольятти, проводя транспортную реформу, допустила следующее:
1) Не заинтересовала и даже не пыталась заинтересовать перевозчиков в нормальном обслуживании льготников экономически;
2) Заведомо зная об этом, не озаботилась возможностью реального применения к перевозчикам внеэкономических, карательных мер принуждения к нормальному обслуживанию льготников;
3) Посоветовала сталкивающимся с агрессией водителей льготникам жаловаться в мэрию. Далее пункты «жалуйтесь в мэрию» и «мер принуждения нет» гоняют друг друга по кругу.
Не отследят. Льготников меньшинство в любом случае. Это раз. Водителям/владельцам «белая» оплата не грозит ничем. Это два.
Они вообще могут даже дописывать «серые» доходы к «белым» для отчетности. Все равно будет выходить с учетом затрат на ГСМ/запчасти и т.п., что налоги платить не с чего.
Скорее всего мэрию обяжут выполнить предписание УФАС и отменить провоз льготников у коммерсов по картам ПЦПТы. Вернемся к схеме 2014-го года «Инвалидам и ветеранам ВОВ 1 место — бесплатно».
Пусть льготник тогда сразу водителю через терминал со своей карты платит 25 рублей (3% комиссии банк заберет, ладно), а льготнику потом перерасход месячной стоимости безлимитного проездного компенсируется.
Точно так же, как компенсируется часть платы за детский сад. «Сначала заплати, потом вернем». Но почему-то такая схема в отношении перевозок неинтересна. :)
Никаких особых проблем с перечислением части выручки по безналу нет.
Водитель маршрутки ПЛАТИТ за аренду маршрута в день, ему что открывать ИП, расчетный счет, покупать терминал? Зачем?
Предвижу вопрос: «А вдруг он будет прогонять банковскую карту 100500 раз у водителя? Как от этого защититься?» Видимо, так же, как защищаются от прогона 100500 раз транспортной карты. Лучший вариант — установить не норму «катайся, сколько хочешь», а, например, максимум 60 поездок в месяц для льготника. Все остальное без возврата, за свой счет.
А вообще монетизацию льгот вы предлагаете. Тогда вообще карты не нужны. Каждому льготнику вместо льгот выдать 60*25=1500 рублей и пусть тратят их на своё усмотрение.
Не надо думать, что это какой-то абсолютно дремучий, древний рынок.
«Что мешает водителю отдавать меньше за выход?»
А что мешает вам перевоплатиться в одного из водителей маршруток? Совершить карьерный рост, проникнуть в администрацию таксопарков? Раскруть всю их подноготную людям…
А потом, когда выйдите из больницы, если выйдите конечно, написать замечательный сценарий, снять фильм о вашей беззаветной борьбе за интересы пролетариата.
Подскажу: Вам будет необходимо создать профсоюз водителей и установить балланс между интересами льготников, водителей, их хозяев и простых пассажиров.
Удачи, Алексей на этом поприще.
Жду вашего ответа, как соловей лета.
Алексей вы что то путаете…
А я бы всё-так хотел увидеть вас в роли интеллектуала Штирлица.
Согласитесь фраза «Алекс-Юстасу» сразу обретает смысл. )
Местами, кстати, валидаторы появились. Но очень местами.
Можно было бы понять логику, если владелец ООО, контролирующий маршрут, вчерашний бандос, который пистолетом и добрым словом делает бизнес только на маршрутках. Но это ж вполне цивильный уже бизнесмен, у которого куча других ООО и бизнесов, бухгалтера и прочие. Бумажку оформить, использовать валидаторы вообще не проблема.
Но только ЕСЛИ ЭТО ВЫГОДНО.
Никаких проблем не было бы и все бы обзавелись валидаторами в первые месяцы новой системы, будь в итоге возврат средств транспортникам в пределах 90%. Срезать же почти половину и надеяться на искреннее понимание не годится никуда.
1. 90% Водителей официально не трудоустроены или устроены на неполный раб.день
2. Ни на одного водителя не заведен паспорт здоровья с обязательным прохождением медкомиссии.
3. Водителю автобуса запрещено находиться на работе более 8 часов. Работодатель обязан обеспечить двухсменный график с пересменкой днем, как это делается в ТПАТП.
и т.д.
А вот почему власти не хотят навести порядок преднамеренно, остается только догадываться.
а водитель маршрутки: г-но вопрос, езжай. Я тоже против, почему я должен платить, а это ЧМО нет?