Приключения тольяттинского мусора (фото)

Эпоха аккуратно отмываемых под краном и использующихся сотню раз полиэтиленовых пакетов безвозвратно ушла. Тольяттинцы, как и все россияне, радикально увеличили количество выбрасываемого мусора, в первую очередь за счет упаковки. Раньше все отходы жизнедеятельности граждан из мусорных контейнеров отправлялись прямо на свалку. Теперь в основном перерабатывают. В среднем на каждого тольяттинца ежегодно приходится два с небольшим кубометра мусора, способного на вторую жизнь. Если не переработка, город давно превратился бы в сплошную свалку.


Входящий в ГК «Эковоз» тольяттинский завод «ПОВТОР», расположившийся на территории бывшего завода «Фосфор», ежегодно перерабатывает полтора миллиона кубометров полимеров, бумаги, картона, ткани, стекла, древесины. С 2012 года работа ведется в единой связке с ЗПБО. Из 100% объема мусора, поступившего на «ПОВТОР», на ЗПБО едет лишь 40%. Там, после биокомпостирования, объем снижается еще вдвое. В итоге на захоронение идет лишь 1/5 от первоначально выброшенного объема.


Идущий по ленте мусор «раздергивается» работниками «ПОВТОРа» на глазах. Все падает в кажущиеся бездонными темные пропасти к собратьям по классу. Бумага — к бумаге, стекло — к стеклу, пластик — к пластику.


И все же на этом празднике мусора бумага, стекло, да практически все категории отходов кажутся сиротами, случайно очутившимися на кремлевской елке. Отдельные контейнеры со стеклом или тюки бумаги, иногда встречающиеся на пути, очень одиноки.



Повелители здесь — полимеры. Технолог «ПОВТОРа» назовет вам, если вы рискнете задать уточняющий вопрос, не один десяток составляющих обычной пластиковой бутылки или пакета. Полиэтилен низкого давления, высокого давления, ПЭТФ и что-то там еще… В общем, главное, что стоит понять неспециалисту: все очень непросто. Этикетка отдельно, крышка отдельно, бутылка отдельно, пакет — то ли родственник этикетки, то ли сам по себе. Главное, что очевидно: все идет в переработку.

Измельченные части бутылок расслабляются во флотационных ванных, где что-то всплывает, а что-то тонет. Подходящий вид полиэтилена плавится, превращается в «макароны», а потом охлаждается и режется на гранулы.






Производить из получающегося вторсырья можно что угодно. Автомобильные полотна, мягкие покрытия для детских площадок.



К слову, пластиковые отходы стоят практически как лом черных металлов — 12-15 рублей за килограмм. Однако, в отличие от металла, пластик активно не собирается «санитарами улиц». Почему? Главная причина, пояснил исполнительный директор ГК «Эковоз» Денис Волков (на фото ниже) понятна: объем. Тонну металла можно погрузить в багажник старенькой вазовской «четверки». Для тонны непрессованных пластиковых отходов потребуется чуть ли не целая фура.


На вывоз мусора ранним утром Волков призвал не обижаться. У «Эковоза» около 350 единиц техники, почти половина из них — мусоровозы, и все равно ежедневно каждому необходимо совершить минимум два рейса. А ведь отходы надо еще и сортировать, и перерабатывать.
Фото Вадима Кондратьева, chronograph.livejournal.com

Все последние годы, по словам Волкова, «Эковоз» обновляет технику. Уже несколько десятков мусоровозов представляют модель Scania (сам бункер для мусора — отдельно, немецкий). Экономия, по сравнению с отечественной техникой, существенная. Да и в плане чистоты контейнерных площадок все хорошо.

— У новых машин гораздо более мощный пресс,- пояснил Волков. — В итоге, по сути, мы можем перевозить втрое больший объем мусора, экономим на горючем, на человекочасах. Еще почему-то наш производитель никак не может сделать мусоровозы герметичными. В итоге жидкость начинает течь. Особенно в августе-сентябре, когда граждане активно везут с дач овощи и фрукты, и порой выбрасывают их целыми ведрами. «Скании» же герметичны. Приехав на разгрузку, всегда можно открыть кран и слить накопившуюся в бункере жидкость.

Готовы ли граждане, особенно привыкшие к мусоропроводам, куда валится все без разбора, помочь в сортировке мусора, выбрасывая его отдельно, разделяя по типам? По мнению Волкова, ситуация тут сложная, но не безнадежная. Правда, приучать людей к тому, чтобы сортировать мусор, нужно очень долго.

— Мы проводили эксперимент в Самаре,- рассказал он. — Установили контейнеры для раздельного сбора, ставили дежурных, объяснявших, что и как. За год выбрасывать мусор раздельно стали около 20% жителей.
Поделиться:

55 комментариев

slavasmirnov
Если автор не возражает, могу после работы выложить пару фото с его участием.
Alexei_Napylov
Лучше в личку. :)
slavasmirnov
Скинул в ВК в личку. Там уж сам решишь — что выкладывать, а что нет.
ztp2508
Там на фото наш Алексей на фоне мусора позирует?)))
ztp2508
Неее, сюда-сюда, мы тоже посмотрим)))
solnce
Очень острый вопрос стоит с мусором, очень правильная и нужная статья. Давно надо обязать людей сортировать мусор. Сколько можно полезного производить заново, перерабатывая мусор. И свалок будет меньше и, конечно, ущерб экологии.
slavasmirnov
Тут вот в чем дело: сортировать мусор на стадии выбрасывания не имеет смысла, все равно он попадает в один контейнер, где прессуется. Разбор на фракции ведется лишь на перерабатывающем заводе. То есть — раздельный сбор мусора имеет лишь воспитательный момент, но — никакого практического смысла. Например, тот же сбор использованных батареек имеет лишь социальную подоплеку (и то, если субсидируется). Нужно долго-долго собирать вагон (именно вагон) батареек, чтобы затем за свой счет отправить его в Челябинск на переработку. Переработка тонны батареек стоит 200 тыс. руб. А тонну, для наглядности, вполне можно уместить в багажник автомобиля. Прибыли от этой переработки — никакой.
Alexei_Napylov
Тут вот в чем дело: сортировать мусор на стадии выбрасывания не имеет смысла, все равно он попадает в один контейнер, где прессуется.
В общественных местах эковозовские сетки под ПЭТ — оттуда все отдельной машиной собирают, не смешивая.
slavasmirnov
Практической пользы от них не много. Если бы не субсидирование — их бы тоже не было. Блин, Алексей, нам ведь одни и те же вещи рассказывали. Возможно, наливая очередную чашечку кофе, ты что-то пропустил. Так вот, повторю: сетки под ПЭТ имеют декоративно-воспитательную функцию, не более.
Alexei_Napylov
Не надо путать. С точки зрения «сколько можно на этом заработать прямо здесь и прямо сейчас» выгодней всего мусор тупо сваливать с обочины дороги в кювет, выехав за город. Это не значит, что переработка бессмысленна.

ПЭТ из сеток собирается и увозится на переработку отдельно, не в ту же машину, которая до этого опустошила мусоропроводы нескольких домов.
klinke
да, да, да она у них еще под ваучер раскрашена, индивидуальная ПЭТовская машина
Nonstop
Хорошая статья, интересно! Тема серьёзная. Раздельный сбор мусора таки должен быть. Вон сколько полезняшек получается!
Mefistofile
как вы это сможете организовать в городской квартире? у меня вот лично нет места для 3х-4х контейнеров, только если в общий тамбур выносить, а в хрущевках и тамбуров нет.
Alexei_Napylov
По объему (не по массе) картон и ПЭТ — основной мусор. В принципе, несложно выносить его отдельно, в руках, не кидая в мусорное ведро/мусоропровод. Если прямо у подъезда есть контейнеры.
Mefistofile
Опять эти если, малый % будет выносить каждую бумажку или бутылку отдельно. особенно жители последних этажей рады будут.
Alexei_Napylov
Это из той же оперы, что и «не будем лампочки в подъездах вкручивать, все равно сопрут», «не будем стены красить, все равно испишут», «не будем деревья сажать, все равно сломают».

Будут выносить. И без принуждения. Не сразу, конечно, но за несколько лет приучатся. Особенно если будут бонусы, например, в виде возврата на счет дома или прямого снижения тарифа для каждой квартиры на вывоз мусора при достижении определенного % сортировки.
Mefistofile
Ой ли, скорее будет дороже, потому что новую технику покупать с раздельными контейнерами или вообще несколько машин гонять.
Alexei_Napylov
Да почему же? Когда все «устаканится», темпы заполнения контейнеров будут известны. Прогон машины с ПЭТ ничем не отличается от прогона машины со всем подряд.
Mefistofile
только их больше потребуется, вместо одной надо будет 3
Alexei_Napylov
Почему? Вот есть у нас сейчас 3 машины. На 33,33% каждая заполнена ПЭТ, на 66,66% — остальной какой. Если одну загрузить на 100% ПЭТ, а две других на 100% остальной какой, потребуется все те же 3 машины.
Mefistofile
пробеги машин увеличатся в 3 раза.
Alexei_Napylov
Да почему же? Общий объем мусора не изменится.
Mefistofile
потому что 1 машина собирает с полквартала мусор, а теперь ей придётся проехать 3 квартала чтобы набиться полностью, а за ней вереница еще из нескольких машин.
Mefistofile
Тут такой же вопрос, что и «если все пересядут на автобусы, то тогда уж заживёёёём», всё очень неоднозначно
Smartape
короче. ваша позиция понятна. Все равно никто не будет — значит и пытаться не надо
number5
Автомобильные полотна
Это что такое?

Вторсырье из ПЭТа скупают китайцы за валюту. Это клондайк для мусорщиков. Поэтому сами пусть сортируют!
Alexei_Napylov
number5
«полотна для автомобильной промышленности» написано… )
«Обивка» что ли, которая по полу? Непонятно по фотке.
mihail
А какая то есть принципиальная разница между этим заводом и ЗПБО?
guest
Разница есть и как Вы правильно выразились, она принципиальна.
"ПОВТОР" - это сортировка бытовых отходов, в процессе которой извлекаются вторичные материальные ресурсы-фракции, перерабатывающиеся во вторичное сырье или в готовую продукцию."ЗПБО" же - это биотермическое компостирование (специальным оборудованием - биобарабан) отходов после сортировки (на "ЗПБО" они поступают измельченные, максимально однородной массы), не пригодных для использования как вторсырье, которое позволяет снизить токсичность и объем этих отходов для последующей утилизации на полигоне.
mihail
Еще меня интересует вопрос. Завод от переработки получает прибыль. И пропагандирует, чтобы я раздельно скидывал мусор. Зачем мне (или любому другому) это надо? Ради чужой прибыли?
solnce
Ради того, чтобы большая часть мусора попадала в переработку, а не на свалку. Ну сколько можно их плодить? Они летом горят и воняют(
mihail
Ну так это из разряда, давайте не покупать санкционные продукты, чтобы наши предприятия получали прибыль. У нас сегодня официальная доктрина — рыночная экономика. Человек человеку зверь. Все в России подчинено этому. Так же нам пропагандисты объясняют. А зачем тогда меня это должно интересовать? Завод получает прибыль от переработки? Пусть сортирует сам.
Smartape
если с этой точки зрения — обычно практикуется, что тем кто сортирует мусор — скидка в графе — вывоз мусора в квитанции. Рынок
mihail
А как это поквартирно определяется — сортировал я или нет?
ztp2508
А как это поквартирно определяется — сортировал я или нет?
Определять будут специальные работники. Введём новые должности «проверяльщик отсортированности мусора». В каждом МКД. Вот. И двух зайцев комаров вместо одного убьём: снизим количество безработных. )))
Mefistofile
и добавим новую строчку в квитанцию — проверяльщик сортировочных баков?
guest
Свалки/полигоны мало того, что плодятся, как грибы после дождя, как следствие растущего благосостояния населения видимо, так они еще и не резиновые. Когда места не будет уже вы в этом мусоре жить собираетесь? И это уже будет не проблема коммерческой структуры по типу "ПОВТОРа", а конкретно Ваша.
mihail
Знаете, как у нас тут недавно рассказывал один образованный товарищ. ВАЗ сокращает рабочих потому что у нас рыночная экономика. А санатории сбрасывает, потому что завод создан для получения прибыли, а не для лечения иждивенцев. Поэтому Эковоз тут конечно не при чем. Но когда эту хрень вдалбливают людям каждый день с умным видом, то попробуйте доказать им, что они что-то тоже должны. Вот я об этом. Я не политике Эковоза и свалках. Я о том, что эта идея будет внедряться еще 50 лет. Да и то впустую при таком господходе. Это просто порожняк и лицемерие по отношению к людям.
guest
)))Интересно блаженных слушать)))) А вы там не спросили с товарища под кем он "ходит", с кем "дружит"....вы вообще тему рубите?
Данная тема жестко модерируется определенными товарищами, раньше их называли ОПГ, сейчас "авторитетными"...вы попробуйте влезть в тему, не нужна этим товарищам переработка, если бы нужна была бы здесь таких заводиков был бы уже десяток, т.к. очень прибыльно...хотите простой пример...найдите в округе шины автомобильные, а потом тему пошустрите...а такой заводик стоит примерно 20 лимонов подключ из Европы окупается за два-три года....
Alexei_Napylov
Не вытанцовывается там прибыльность. Сколько стоит один рейс мусоровоза (горючка, зарплаты, запчасти, собственно стоимость автомобиля поделенная на срок службы), сколько стоят работы по сортировке и сколько (по массе, не по объему) тех же ПЭТ-отходов привозится за один рейс? Еще не отмытых, не отсортированных, не переработанных? За сколько их в итоге можно продать?

Будь это прибыльно, ПЭТ-бутылку на улице или в урне не найти было бы, их бы бомжи сметали, как алюминиевые банки.

Переработка мусора убыточна. Ее субсидируют из бюджета.
Комментарий отредактирован: 3 августа 2015, 16:46
mihail
Я так понял, что он про это пишет. Сегодня, кто ближе к бюджету — у того и бизнес )
guest
)))))О как)))))не вытанцевывается? Тото я думаю товарища тольятинского закопали так что и найти не хотят)))))) Наверно был это, как его- конфликт на бытовой почве, ну и никак его не найдут, ну да под камерами увезли и все...Алексей вы спросите за тему у людей которые понимают о чем пишу, они может вам анонимно пошепчут....и да попробуйте еще такой вариант, наймите камаз, засыпте туда мусор и попробуйте его сдать(не через фирму которая в теме а сами)....потом раскажите, вытанцевывается или нет))))))....и да вчерашние новости почитайте что там Волков хочет с мэрии получить
Vyrvipup
А я с другой колокольни на эту проблему посмотрел. Когда я был молодым и красивым были только стекляные бутылки. И стоимость бутылки входила в стоимость товара — пива, водки, лимонада, молока. После употребления вы могли забрать залоговую цену бутылки, сдав её в пункт приёма стеклотары.
Что-то мне подсказывает (жизненный опыт наверное), что стоимость ПЭТ производитель товара тоже включает в стоимость. Но вот вернуть её мы уже не моги. А сумма не такая уж и маленькая.
Хотел пива разливного купить. Бутылка 1,5 литра 6 руб. Конечно для завода по производству пива она обходится дешевле, я так думаю, но за это дешевле платим мы.
Alexei_Napylov
Половина сетей разливного пива тару бесплатно выдает.
Vyrvipup
Ты покупаешь в ПЭТ «бутылочное» пиво, квас, минеральную воду, холодный чай, колу, пепси. Как думаешь, есть в стоимости товара цена тары?
Vyrvipup
Половина сетей разливного пива тару бесплатно выдает.
Кстати, а почему? Почему половина сетей отказывается от прибыли? Не малой прибыли, 6 руб. с каждой полторашки. В чём фокус?
Alexei_Napylov
Обычный маркетинговый ход. Понятно, что тара в цену включается в любом случае.
Vyrvipup
1.
Обычный маркетинговый ход.
Видел тебя на фото пьющего пиво. Значит представляешь себе сколько полторашек проходит за день через одну точку. Даже если по рублю, то всё равно большая сумма. А если умножить на шесть? И что интересно, за одноразовый стакан надо платить. А за ПЭТ нет. Странный, однако, маркетинговый ход.
2.
Понятно, что тара в цену включается в любом случае.
Если ты внимательно перечитаешь мой коммент, то там вопрос: почему раньше я мог вернуть залоговую цену, а сейчас нет?
Nonstop
почему раньше я мог вернуть залоговую цену, а сейчас нет?
где-то я читала, что стекло принимали, поскольку можно было его повторно обработать и заполнить, например, молоком. Пластик не предназначен для повторной обработке, только переработке. Может, здесь собака зарыта?
Nonstop
Не малой прибыли, 6 руб. с каждой полторашки.
хм… хороший вопрос. Может, потому, что расходы по сбору, хранению, транспортировке бу тары сводят на нет всю прибыль
Krasav4ik
Отличная статья! Познавательно
ecolenta
да, статья крутая. Алексей, спасибо.