Глава тольяттинской скорой рассказал о правильном спасении пострадавших в ДТП
Первыми, кто оказывается на месте происшествия, становятся простые прохожие. В эти первые минуты именно от их действий зависит жизнь и здоровье пострадавшего. Как отмечает директор Городской станции скорой помощи Михаил Лапшин, в 80-90% ДТП люди не проходят мимо и оказывают помощь. Но важно не только сделать это, а сделать правильно.
Одна из самых распространенных и в то же время страшных ситуаций — наезд на пешехода.
— Когда человека сбивает машина на скорости до 50 км/час, удар обычно приходится на область бедра. От удара голова человека по инерции движется в сторону, и он ударяется ей о лобовое стекло, — рассказывает Михаил Лапшин. — В этой ситуации наиболее частые травмы — это черепно-мозговая травма и перелом тазобедренного сустава. Если же скорость автомобиля высокая, то человека подбрасывает и он падает на асфальт. В зависимости от того, в каком положении он упадет на асфальт, могут быть такие повреждения, как перелом позвоночника, черепно-мозговая травма, перелом шейных позвонков, бедер, перелом ребер с повреждением плевральной области или легких, травмы органов груди и живота с внутренним кровотечением, открытые переломы, то есть тяжелые сочетанные травмы.
Тому, кто оказался свидетелем такой аварии, необходимо в первую очередь активизировать окружающих: крикнуть, чтобы вызвали скорую, и попросить помочь. Сначала нужно проверить дыхание и пульс пострадавшего. Если признаки жизни есть, то человека желательно оставить в том же положении, в котором он лежит. Перемещение чревато тяжкими последствиями. Например, если у него сломан позвоночник, может произойти смещение, если ребра или другие кости — можно повредить острыми частями остальные ткани.
Как отметил Михаил Лапшин, перемещать человека, пострадавшего в аварии, можно только в исключительных случаях: если его нужно оттащить с опасного участка, где его может переехать другая машина, если у него сильное кровотечение, которое нужно быстрее остановить, и если у него началась рвота в положении лежа на спине.
Оценив ситуацию, далее нужно действовать по обстановке. Если у пострадавшего сильное кровотечение, то его необходимо остановить при помощи подручных средств или средств из аптечки рядом стоящих автомобилей: наложить жгут выше раны и указать время его наложения в записке. Если в наложении жгута нет необходимости, то нужно наложить повязку на место кровотечения.
Вправлять переломы и вывихи ни в коем случае нельзя, так как можно это сделать неправильно и нанести еще больший урон. Это должны делать только врачи. До их приезда пострадавшего нужно зафиксировать в том положении, в котором он оказался. На сломанную конечность нужно наложить шину. В этом качестве можно использовать любые подручные средства. На практике в ход иногда идут даже ровные ветки дерева, пластины от дорожных знаков, которые приматывают, чтобы зафиксировать положение руки или ноги.
В случае если пульса и дыхания у человека нет, необходимо перевернуть пострадавшего на спину и сделать искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. Для искусственного дыхания в каждой аптечке есть специальный пластиковый переходник, который позволяет проделать эту манипуляцию без контакта с пострадавшим. Искусственное дыхание перемежается с закрытым массажем сердца: несколько вдуваний в легкие человеку без сознания и около 30 интенсивных нажатий на область сердца двумя руками. Но до этого необходимо осмотреть, нет ли у пострадавшего повреждений грудной клетки. Если есть — можно делать только искусственное дыхание до появления дыхания и пульса.
По словам Михаила Лапшина, на практике случаев, когда посторонние прохожие реанимировали пострадавшего, отмечено не было. Но вполне возможно, что они были. Обычно в такой экстренной ситуации не до выяснения, кто кого спас: врачи работают на скорость, так как дорога каждая минута, и выяснять, кто кого спасал, нет времени.
Немаловажный момент после оказания первой помощи — укрыть пострадавшего. Человек в состоянии шока нуждается в согревании. Укрыть можно чем угодно: одеялом, курткой, чехлом от сиденья.
Если травмы в ДТП менее тяжелые и пострадавший в сознании, можно оказать более расширенную первую помощь: обработать раны, наложить повязки, приложить холод. Все необходимое для этого также есть в аптечке автомобилиста. Далее остается только следить за состоянием больного и ждать скорую.
Последнее время в городе участились ДТП с травмами самих водителей и их пассажиров. Как отмечает Михаил Лапшин, наиболее характерные травмы для водителей — это удар головой и грудной клеткой о руль автомобиля, для пассажиров — о приборную доску или кресло. Обычно такие травмы происходят при движении автомобиля на допустимых в черте города скоростях. Если скорость выше, то могут возникнуть множественные сочетанные травмы: автомобиль деформируется, и человека буквально зажимает в нем. В зависимости от смятия машины повреждения могут быть самые разные, но по статистике, наиболее частые причины смерти — это черепно-мозговая травма и травма шеи. Также пассажир и водитель могут получить травму позвоночника в грудном отделе, перелом ребер с повреждением плевральной области или легких, травму органов груди и живота с внутренним кровотечением, открытые переломы с сильным кровотечением.
— Первая помощь пострадавшему в машине также заключается в том, чтобы как можно скорее вызвать скорую и собрать больше помощников. Далее нужно определить, что можно сделать в данной ситуации. Если есть кровотечение, его необходимо попытаться остановить, не извлекая человека из машины. В таких случаях неизвестно, поврежден у него позвоночник или нет; есть ли проникновение обломков ребер в плевральную полость легких или нет. Любое перемещение может вызвать ухудшение состояния, — рассказывает Михаил Лапшин. — Следует дважды подумать, прежде чем извлекать пострадавшего из машины. Делать это нужно, только если: машина начинает загораться, у пострадавшего нет дыхания и пульса и нужно провести искусственное дыхание, есть сильное кровотечение и нет возможности остановить его на месте. В этих случаях извлекать пострадавшего нужно очень аккуратно, желательно в той же позе, в которой он сидит, фиксируя шею.
В случаях если жизни человека ничего не угрожает, но он чувствует боль от удара, скажем, в грудной клетке, то обезболивающие давать не стоит. Это может смазать клиническую картину и затруднить врачам постановку диагноза.
И, наверно, самое главное для свидетелей аварии — не оставаться равнодушными. Помощников много не бывает. Зачатую в таких ситуациях необходимо не только вызвать скорую помощь и помочь пострадавшему до приезда бригады, но и потом помочь медикам погрузить больного в машину. Ведь порой от быстроты и правильности этих действий зависит чья-то жизнь.
Как считает Михаил Лапшин, первую помощь сегодня должен уметь оказывать каждый. И обучать этому нужно в том числе в школе.
— В свое время в школах был обязательный предмет НВП — начальная военная подготовка. Ребятам рассказывали и наглядно показывали, как собирать и разбирать автомат Калашникова, школьники это могли сделать на практике чуть ли не с закрытыми глазами. Хотелось бы, чтобы сегодня по такому же принципу детей учили оказывать первую помощь на уроках ОБЖ — не только теоретически, но и практически. Начиная с 10-12 лет ребенок должен знать, как помочь пострадавшему, используя подручные средства, уметь правильно накладывать повязки и так далее. Ведь здоровье и жизнь — самая большая ценность.
__________________________________________________________
Дина Игнатьева, «Площадь свободы», 06.08.2014
Получается накладывать жгуты и кричать скорую — всё что разрешено делать
Много ли людей спас сам Лапшин, будучи замом главврача по технике? Или став директором начал выезжать на вызовы? Если кого и спрашивать о первой помощи, так Хабибулина (надеюсь он еще не уволился).
Почти все мы знаем теорию, а вот практики почти ни у кого нет.
это если переломов рёбер нет. А как узнаешь? (((
PS. В 93 году я попала в аварию на трассе М5, мы ехали из Пензы. Был март, гололёд+ превышение скорости+летняя резина. На изгибе дороги нашу ВАЗ 2104 занесло на встречку, прямо под одинокий КамАЗ. Как говорили наши мужики, меня спасло отсутствие ремня (я не была пристёгнута). Высокий КамАЗ въехал в салон слева по диагонали со стороны водителя, распоров крышу «четвёрки». Если бы я была зафиксирована, лишилась бы левого глаза или полбашки. А так — ткнулась в панель, чиркнув лбом о железяку. С тех пор шрам над левой бровью. Водитель — тольяттинский журналист Саша Сорочан — умер на следующий день от травм в больнице…
Сейчас многие медики про это и не знают. И ещё. Если нет кофейной ложечки под рукой, можно шприцем, без иглы, забирать лекарство.