Хирурги тольяттинского медгородка не забывали инструменты внутри пациентов как минимум 20 лет

18 июня в России будет отмечаться День медицинского работника. Праздновать будут и в тольяттинском медгородке (ТГКБ №5). В связи с этим — проникновенный рассказ о хирургах медгородка. Уже как минимум 20 лет они ни разу не забыли посторонний предмет внутри пациента после операции.


Пресс-центр ТГКБ № 5 цитирует Наталью Гавриленкову, старшую медсестру оперблока № 1 хирургической службы (работает как раз 20 лет и ни разу с потерянным в глубинах пациента, например, зажимом не сталкивалась).
— Где теоретически можно забыть инструмент? Конечно, не в руке и не в ноге, а в полостях при торакальных и абдоминальных операциях (на грудной клетке и брюшной полости соответственно).

В операционных хранятся специальные наборы инструмента, предназначенные для полостных операций. Каждая операционная медсестра наизусть знает, что в этот набор входит и в каком количестве. Несмотря на эти знания, до и после операции в обязательном порядке все пересчитывают. Опытному персоналу недостача видна сразу. В операциях используется не только инструмент, но и материал.

Перед тем как полость пациента открыть, медсестры все маленькие салфетки берут на корнцанг (зажим). И на протяжении всей операции они всегда на зажимах, в свободном плавании их не бывает. Если врач просит «свободную» салфетку не на зажиме, для ассистирующей медсестры она становится центром внимания до тех пор пока она не окажется в тазу с использованными материалами. Помимо маленьких салфеток используются «метровки». На хирургическом столе они лежат в свободном, развернутом виде. Чтобы они не затерялись внутри пациента на их свободный край, который вне живота, накладывается зажим. Иногда используем метровки, которые полностью погружаются в полость. Но в начале операции вместе с инструментом их подсчитывают. В операции перед тем, как ушиваться, санитарка их обязательно пересчитывает. Вся бригада в этот момент ее ждет. Если совпало, шьем.

Забытый инструмент или материалы всегда объясняются только человеческим фактором. Аврал, большое количество операций у бригады, внезапное изменение хода операций, усталость от дополнительного, незапланированного объема работы. После суток идущих друг за другом операций детали ускользают из внимания.

Но для меня всегда остается загадкой, как это происходит. При полостных операциях руки врача погружаются в полость. Даже если зажим, ножницы или скальпель оказались внутри, рука хирурга их коснется, врач почувствует инородный предмет. Еще раз повторюсь, все инструменты пересчитываются до и после. Не ушиваемся, пока эти цифры не совпадут.
Поделиться:

2 комментария

number5
Бормотова надо было спрашивать, а не Гавриленкову… )))
Alexei_Napylov
Очень бородатая классика.
Закончилась операция, и вкатили пациента обратно в палату.
— Слава Богу, все кончилось — вздыхает он.
— Не думайте так — говорит второй больной — вот мне делали операцию и оставили там перчатки.
— А когда мне делали операцию, оставили скальпель — сказал третий.
Тут открывается дверь, входит профессор и спрашивает:
— Никто тут не видел мою шляпу?