Нахлынули воспоминанья
Я школьник младших классов. Новогодние каникулы. 5 января — день когда идем колядовать. Нехитрый стишок знакомый с малых лет:
Коляд коляд коляда
Дайте дядьку пиріжка
А ви дядино грош
Бо в вас дядько хорош
пальто с большими карманами, на всякий случай, вдруг в карманы не поместятся угощения, тряпочная сумка, и вперед, по хатам.
И везде тебе рады, и везде тебе насыпают полные ладони подушечек, карамелек, редко шоколадных конфет, еще реже денег в размере 10 коп. Настоящие товарно денежные отношения сформируются лет через 20 — 25, когда денег станет больше, а ассортимент конфет претерпит существенные изменения. Подушечки (дунькина радость) исчезнут совсем, карамелек будет минимум, основная масса придется на пусть дешевые, но шоколадные конфеты. Иногда даже Кара-Кум перепадет. Ну а если повезет, то и Мишка на севере, пусть в количестве одной штуки, но будет. Но это потом. А сейчас, поев сладкого, к вечеру начинаем готовиться к встрече Олександри Іванівни Это наша училка математики, которая за баловство на уроках лупила нас линейкой. Но исключительно по рукам и никогда по голове. И что по теперешним временам интересно — никто и никогда не жаловался родителям. Во-первых, родители еще бы и ремнем добавили, поскольку «виноват я виноват, без суда и следствия». А во-вторых, сами родители просили «Олександра Іванівна. Ви, будь ласка, з моїм суворіше. Мені треба щоб він виріс людиною» Так вот Олександра Іванівна 31 декабря каждого года в 23 ч. 00 м. шла к роднику по воду. С коромыслом и двумя ведрами.
Это сейчас я залез в интернет и узнал зачем и почему нужно было, несмотря на наличие колодца во дворе, брать воду с родника. Тогда же, не заморачиваясь, мы, босота (школоты тогда не было), натягивали через дорогу проволоку. Не высоко, на уровне ног. И каждого 31 декабря в 23 часа Олександра Іванівна растягивалась во весь рост и гремела ведрами и коромыслом, в темноте не заметив проволоки. Прости нас, несмышленышей, Олександра Іванівна. Царство тебе небесное, хороший человек была. В свое оправдание скажу, что никогда, ни одного разу мы не натягивали проволоку, когда Олександра Іванівна возвращалась с полными ведрами.
А на следующий день мы начинали готовиться к вечере. Мать готовила кутю (это теперь я знаю, что правильно говорить кутья, а не кутя) и узвар (по теперешнему практически кампот с сухофруктов), рядом с миской кути ложила колечко домашней колбасы, завязывала это в платок и вперед. Первым делом к крестному, затем к крестной, даже если они жили в разных сторонах села, а уж затем по всем дворам на пути. И ведь если к кому не зайдешь — обида. Почему к нам не зашел, чем мы тебя обидели. И еще одна особенность: в каждом доме по ложке пробовали кутю, но колбасу никто не ел. Знали, что сами никогда не ели до сыта. Более того, кроме конфет и пирожков давали еще и свою колбасу, домашнюю. Потом, когда повзрослел, ходил уже без кути, а с колбасой и с чекушкой. Именно не с поллитрой, а с чекушкой. Обязательно казенкой, то-есть купленной в магазине, хотя самогон был в каждом доме. Но придти с самогоном значит обидеть хозяина.
Когда был малый щедровать, маланковать не ходил. Это кто постарше ходили. Наряжались кто как мог, самое распространенное или кожух наизнанку, или под цыгана, и по домам. Но уже компанией.
Щедрик — щедрик!
Дайте вареник,
Чашечку кашки,
Кільце ковбаски.
Та ще мало — Дайте мені сала!
Естественно, что в каждом доме угощали. Но чтобы кто-то непотребство чинил — не помню. Если кто и начинал, слаб организм оказывался, то его тут же свои и приводили в порядок
А когда я повзрослел малость, то этот обычай отошел.
А рано утром 14 января шел первый день после новогодних каникул в школу и попутно, в том же порядке — крестный, крестная, все по пути, посыпал. Вновь стих скороговоркой,
А в полі в полі cам плужок оре
А за тим Плужком сам Господь іде
Мати Марія ризи носила
Ризи носила Бога просила
Уроди Господь жито-пшеницю
Жито-пшеницю всяку пашницю
Будем жито жать Бога прославлять
Бога прославлять з Празником вітать
Добрий Вечір! Добрим людям на здоров'я!
конфеты в карман или в портфель, и бегом в следующий дом. До школы надо было обойти как можно больше.
Все знают слова Гераклита «В одну реку нельзя войти дважды» Так и в детство нельзя вернуться. А хочется. Иногда до воя хочется вернуться туда, в бедное, без света, газа, радио, ТВ, мобил детство и по новой прожить его. Ничего не меняя, просто побыть ребенком.
С Рождеством вас, правдинцы.
Так хорошо написали… сразу пирогов бабушкиных захотелось и поспать на ее кровати, высокой такой, чтоб залазить на нее со стульчиком, а на ней четыре подушки пирамидкой и укрыты покрывалом кружевным. Красота…
А это стихотворение мне когда-то попалось случайно на глаза и очень понравилось. Возможно, понравится вам и вашим детям и внукам))).
Рождественское.
(Саша Черный)
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Я в деревне, (а точнее в совхозе) жил недолго, уже под самый развал союза, но не помню, чтобы молодежь бегала «колядовать».
На мой взгляд, даже на селе советское образование имело место быть, свою роль в искоренении невежества, и как следствия — религиозного мировоззрения — играло. И хотя помню, что кресты некоторые дети носили, и у всех были «крестные», но вслух тема православия не поднималась. Да, и церкви в колхозе не было. А библиотека была.
Мы, школьники, знали что бога нет. И в моем топике Бог упоминается только в стихах. А мы и не задумывались о вере. Нам было весело ходить колядовать, посыпать, получать подарки. Это была часть праздничной жизни, только и всего. Что это за праздник мы не знали и не пытались узнать. Главное он был. Не надо искать здесь хорошего или плохого, не надо приплетать сюда СССР. Я просто жил в то время бедной, но счастливой жизнью. И мне очень хочется ощутить себя там, в то время. Не думая о том хорош строй или нет, что лучше — КПСС или демократия. Хочу в детство.
Что касается обычая «колядовать» — с ним столкнулся уже в среднем детском возрасте. Участвовать не стал, почему-то было стыдно. У меня сложилось впечатление, что очень это похоже на попрошайничество.
Что по топику. Обычай колядовать описан в интернете достаточно обширно. Там и сказано, что это распространялось не на всю территорию СССР (раз уж я затронул этот период). Честно скажу я не знаю как к этому относилась церковь, но попа, батюшку я не видел на подобном праздновании ни разу. Хотя на кладбище отпевать усопшего он приходил. И, кстати, точно знаю, что за это не платили. В то время.
Спасибо, Анатолий Васильевич, за замечательный рассказ!
Интересно, что в Узбекистане перед языческим весенним новым годом, который там называется Навруз — тоже мальцы по квартирам ходят и песни поют, а им за это что-нибудь выносят!
Да и вообще, зороастризм, в котором он официально закрепился — возможно был самой правильной религией. Увы, слишком мирной, чтобы не быть уничтоженной.
А кто лизал зимой железяки? Я вот, катаясь на санках (лежала на пузе на них и руками отталкивалась) — лизнула… Ох…
Вот только резинки нет
Нет уж, если холодно, то пусть снег)) но месяца вполне достаточно)))
ЗЫ. Прошу учесть, что я не говорю «за всю Одессу», я говорю про те события в которых я лично принимал участие. Вполне возможно, что у вас это было по другому.
Все это указывает на то, что в принципе основная масса граждан инертна, без собственных принципов, и не особо размышляющие над такими вопросами. Руководствуются поведением своих родственников, друзей, знакомых, и в меньшей степени своими собственными измышлениями.
Как это ни странно, большинству граждан нашей страны без разницы когда зародилась вселенная — 13,798 ± 0,037 миллиарда лет или 5,5 тысяч лет до рождества сына плотника. Кто-то будет смеяться, но я пару раз слышал от молодежи ответ «Не знаю» на вопрос, Солнце крутится вокруг Земли, или Земля вокруг Солнца.
Не вижу ничего странного в том, что большинству (в том числе и мне) без разницы когда зародилась вселенная. Считаю намного более важным, что ты делаешь для того, чтобы сейчас жизнь на земле была, по крайней мере не хуже, чем час назад.
А вот не знать ответа на вопрос «Солнце крутится вокруг Земли, или Земля вокруг Солнца.» — опять таки на мой взгляд, стыдно. Но таковы реалии.
ЗЫ. Ни одного минуса на сайте не поставил и не поставлю. А вот плюсов ставлю много. В том числе и не всегда заслуженных, а просто чтобы убрать минус
Что же касается влияния религии на уровень образования — думаю взаимосвязь прослеживается. Правда еще не понятно, что на что больше влияет.
ЗЫ. Я щедро раздавал и плюсы и минусы, считая это отличным способом выразить свое отношение к высказанному мнению без лишних комментариев.
Да только вот для меня было сюрпризом, что на сайте таки присутствует цензура в виде рейтинга.
А лобби главный правдист вытравил каленым железом. Мне так кажется.
Что касается топика — Он появился вследствие разочарования и неоправданности собственных завышенных ожиданий.
Теперь же отношусь к площадке как к обычному форуму, где ничего не меняется и не развивается, так как цели такой не стоит… Если цель проекта была — заменить tltTimes — и автор считает ее достигнутой — могу только поздравить. Мне же хотелось верить, что это будет нечто более интересное. Но это, видимо, никому не интересно :)