Бетховен и Брамс. Великая музыка в Тольяттинской филармонии

В 1804 году Людвиг ван Бетховен (на изображении слева) закончил симфонию № 3, она же героическая. В 1962 году Энтони Бёрджесс написал культовую книгу "Заводной апельсин", а в 1971 году Стэнли Кубрик снял по книге не менее культовый фильм, главный герой которой (справа, в центре) упивается музыкой Бетховена, а потом, взяв острую бритву, выходит на городские улицы. Почему Бетховен может вдохновлять и на агрессию? Попробовать понять это можно будет завтра, 5 октября, в 18:00 в Тольяттинской филармонии. Вместе с ее симфоническим оркестром на сцену выйдет пианист Панайотис Каран, грек из Англии, страны «Заводного апельсина».
Людвиг ван Бетховен (слева), кадр из фильма Кубрика (справа)

Вообще, с «Героической симфонией» вышла интересная история. Бетховен, проживая на рубеже XVIII-XIX веков в Вене, столице Австрийской империи, со своим императором не враждовал, однако вообще увлекался республиканскими идеями. Поэтому, когда в соседней Франции бушевала революция, а потом власть постепенно прибрал к рукам первый консул Наполеон Бонапарт, композитор радовался сильней, чем наши белоленточники в 2013 году радовались бы победе Алексея Навального на выборах мэра Москвы. Так что «Героическую симфонию» посвятил ему. Но тут Бонапарт взял и короновался. Республиканские чувства Бетховена были оскорблены, посвящение он тут же зачеркнул.

Сама симфония состоит из четырех частей. Даже не начав слушать, можно догадаться, почему герой Бёрджесса любил именно Бетховена:

I часть — Allegro con brio — картина титанической, напряженной борьбы.
II часть — «Похоронный марш», трагическая кульминация.
III часть — Scherzo, своеобразный переход от трагедии к жизнерадостной атмосфере финала.
IV часть — Final, апофеоз. Героическая борьба завершается победным ликованием.

Помимо симфонии Бетховена прозвучит и концерт Иоганна Брамса №1 для фортепиано с оркестром. В 1853 году, ровно полтора века назад, молодой Брамс, который с тех пор смотрит на тебя, читатель, как на потенциального слушателя, сфотографировался на один из только начавших тогда появляться фотоаппаратов.

Ему было всего 20 лет, а он примерно сразу же после фотографирования (или незадолго до) начал крутить роман с 34-летней Кларой Шуман, женой другого композитора, Роберта Шумана. Крутил, а параллельно, считая ее своей музой, пять лет, с 1854-го по 1859-й, писал вышеупомянутый концерт №1. Написал так, что всем нравится, и в то же время чуть ли не все музыканты ожесточенно спорят, как именно правильно играть произведение Брамса.

А это сам Панайотис Каран, который завтра, 5 октября, наверняка сыграет всё правильно.


Ну и традиционное окончание. Заказ билетов по телефону 222-600 и на сайте filarman.ru.
Поделиться:

3 комментария

Alexei_Napylov
Одна из лучших ценительниц классической музыки в наших краях, прекрасная Dobrovolec , в среду побывала на камерном концерте Карана, игравшего на пару с флейтистом. Вот ее впечатления:
Здорово получилось. Особенно у Панайотиса.
Dobrovolec
Зачем преувеличивать? :)
У меня и слуха-то нет, какой из меня ценитель.

Но спасибо моим друзьям, которые позвали на концерт, мне понравилось.