Первоклассные размышлизмы (ver. 2015)
В 2013 году я писал об этом в своём блоге на сайте 57 лицея. В тот год «Электронные услуги в сфере образования » в части регистрации заявлений в первый класс были опробованы впервые (в 2011 и 2012 годах была другая информационная система). Если почитать тот материал, то можно увидеть мои восхищения работой информационной системы (ИС). И действительно, в 2013 году она отработала замечательно. Там же мной были изложены замечания и предложения по работе ИС, в наивной надежде, что их заметят и к следующему году кое-что исправят, добавят и модернизируют.
Но наступил 2014 год и ничего не изменилось. Отдельных размышлизмов по 2014 году я не стал публиковать, но в комментариях к посту "О приеме в первый класс в школы г.о. Тольятти в 2014 году" можно найти и мои впечатления о работе ИС в тот год.
К сожалению, по сравнению с 2013 годом, в ИС ничего не изменилось. Меня услышали, но не сочли необходимым вносить изменения. Но уже тогда ИС отработала не так хорошо, как в 2013 году. У всех на старте возникла задержка. И это не только у тех, кто стартовал с неправильного адреса, например, с сайта Департамента образования. Задержка, примерно в 3 минуты, произошла у всех.
Тогда я предположил, что это было сделано умышлено. Дело в том, что в 2013 году, например, в лицей 57 первый записавшийся заочно имел время в 52 секунды. Естественно у не попавших к нам возникли вопросы: как он это сделал? Возможно у прокуратуры тоже возникли вопросы к заказчикам, разработчикам и администраторам ИС.
Всё дело в том, что накануне записи в сети шло активное обсуждение технических моментов и, в том числе, программ автоматического заполнения полей, значительно ускоряющих процесс регистрации. Лично у меня при использовании iMacros рекорд 25 секунд. Предполагаю, что именно поэтому, дабы не объясняться в прокуратуре, в 2014 году начало массовой записи произошло не ровно в 8 утра 3 марта, а с небольшой задержкой, чтобы у использующих программы автозаполнения время регистрации не было быстрым и требующим объяснений.
Наступил 2015 год. Как заверила меня заместитель руководителя Департамента образования Пинская Елена Олеговна, в этом году ничего не изменилось. Да, согласен, визуально ничего не изменилось. Ни для заявителей, ни для школьных операторов. Но, где-то 27-28 числа в фейсбуке возникла дискуссия по поводу тормозов в работе ИС 27 января. И как признался администратор системы и сервера Андрей Комардин, накануне вечером разработчиками с целью борьбы с программами автозаполнения были внесены изменения в информационную систему. Где-то поменялись поля, — это не столь принципиально. Одно из изменений — попытка блокировки частого нажатия клавиши F5 (обновление страницы), которую тысячи пользователей многократно нажимают на своих компьютерах за несколько секунд до старта. Дело в том, что 26 вечером была повешена «заглушка», извещающая, что регистрация начнется в 27 марта в 8:00 по времени сервера. Но, все дело в том, что у людей время на компьютере может отличаться от времени сервера. Они начинают нервничать и многократно нажимают F5 уже за несколько минут до старта, увеличивая тем самым пиковое количество запросов на сервер.
Да, с этим частым нажатием нужно бороться. Но достаточно было повесить не просто сообщение о времени начала рагистрации, а таймер с обратным отсчетом времени, чтобы люди видели сколько осталось и не жамкали клавишу F5. Не догадались? Не думаю, ибо в 2011-2012 году такой таймер был, но это была другая ИС, разработанная нашим тольяттинским программистом, а не самарцами, и в плане защищенности она превосходила нынешнюю систему в разы.
По сути, из-за блокировки частого нажатия клавиши F5 произошло вмешательство в работу браузера на стороне клиента. Это нормально и приемлемо? А ведь достаточно было поставить таймер, но тогда трудно было бы скрыть, что запуск системы для основной массы родителей происходит чуть позже.
В результате внесенных накануне изменений в работу ИС (я так понимаю, что без какого-либо серьезного тестирования, что так же недопустимо), люди не могли зайти на стартовую страницу (их запросы просто не отправлялись на сервер) даже тогда, когда система уже работала. В процессе работы происходили долгие ожидания при переходе на некоторые страницы, а у некоторых кнопка «Далее» на 5 и на 6 странице вообще не нажималась и они были вынуждены начать все заново, теряя драгоценные минуты, а для статусных школ — драгоценные секунды.
Да, с программами автозаполнения, значительно увеличивающие пиковую нагрузку на сервер при массовом их использовании, при таком способе регистрации надо бороться, но не такими же методами. Либо тогда менять сам принцип регистрации, отменяя гонки на время. Но если уж решили бороться, так известите заранее об этом родителей, школы. Чтобы люди знали, что у них могут возникнуть проблемы. Но, увы, с умыслом или без оного было принято решение «поймать», «отомстить», «подловить», «проучить» и т.д. вместо «помочь», «разъяснить», «предупредить».
Помимо всего прочего, лично мной было выяснено, что сотрудники МФЦ, имея доступ к ИС (они там с детскими садами работают), имеют возможность записывать и в первый класс. Но не пришедших к ним родителей (тем отказывают), а своих собственных детей. При этом в силу каких-то особых технических условий, у них ничего «не висит» и все работает быстро и без задержек. Так, первый записавшийся к нам со временем 8:01:48 как раз является таким сотрудником. Почему у них доступ к записи в первый класс, да ещё и столь привилегированный, если они этой записью не занимаются? О каких равных возможностях тогда можно вести речь?
Но самое интересное, как выяснил тов. iBolit-TLT (да простят меня за ссылку на конкурирующий сайт, но так надо), регистрационные номера присваиваются не подряд, а через определенные интервалы. Т.е. в системе имеются не занятые регистрационные номера с номерами меньшими, чем уже занятые. И за этими не занятыми номерами изначально не числятся никакие заявления. При желании и возможности можно в любое время на эти номера повесить любое количество нужных заявлений нужных заявителей. При этом, если школа не публикует оперативно реестр, то сделать это можно в любое время, пока есть не зачисленные приказом, ибо сравнить реестры будет невозможно. К счастью, по 57 лицею я делал сразу обезличенные реестры и публиковал их. Поэтому к нам «посадить» кого-либо таким способом невозможно было. Но, не будем забывать, что пару первых минут сервер непонятно что делает. И пока все родители наивно долбят клавишу F5, в это время имеющим административный доступ к системе, вполне возможно посадить на заранее известные свободные номера нужные заявления. Я не утверждаю, что так оно и было и что этим кто-то воспользовался, но возможность такая была. Возникает вопрос: а проходила ли ИС «Электронные услуги в сфере образования» какую-либо проверку, в том числе и антикоррупционную?..
Александр Живолуп, системный администратор МБУ лицея № 57.
Специально для tltpravda.ru
Сочувствую всем, кто из-за непоняток в работе сервера так и не с могу попасть в желанную школу.
Но были и приятные моменты. Самое запоминающееся для меня: это когда бывший пожарный, комисованный по здоровью в результате выполнения служебных обязанностей, просто пожал мне руку со словами благодарности. И не смотря на то, что его заявление и так попадало по времени в число зачисляемых, все же счел своим долгом в знак уважения к заслуга этого человека, принять справку в качестве льготы и все необходимые документы (там просто нереально все сложно с документами было — очень запутано).
Но и на указание ошибок не обижаюсь. Так что если где-то что-то не так, то будьте добры тыкнуть меня носом в мои ошибки.
и мы узнаем ответ на ваш вопрос
вот только интересно, куда-нибудь, кроме это сайта, она пойдет?
Так же я не являюсь самозванцем-правозащитником в области образования, коим выдает себя, например, тов. ULIYA . :))
И вообще, пусть этим занимаются родители, которые из-за глючной работы ИС не смогли вовремя подать заявление и не попали в список зачисленных. Им это нужнее.
Если бы сотрудник ФМС наравне с остальными родителями просто зашла бы как все на всем известный адрес, то вопросов бы к её заявлению не было бы (тогда бы в поле источник регистрации напротив её записи стояло бы как и у всех «Сайт ВС»). Но она этого не сделала, а подала заявление как оператор, не имея на то права. Но это всего лишь моё личное мнение. Мы это заявление отработали по инструкции, а как оно появилось в ИС — это не наше дело.
А вот живых очередей после ТАКОЙ записи на следующий год уже не избежать. Я наивно думал, что хоть и не всё в таком способе записи нормально, но всё же он помог избавиться от многодневных выстаиваний родителей со списками, дежурствами, перекличками и прочими атрибутами советского прошлого. Но, увы —в этом году ИС «Электронные услуги в сфере образования» напрочь подорвала доверие родителей и веру в равные возможности.
Этот принцип нельзя никому нарушать. Разработчики же ИС ухитрились накануне начала регистрации внести изменения по отслеживанию частого нажатия клавиши F5, в чём имел неосторожность признаться в фейсбуке в комментариях к одному посту открытой группы «Мой город Тольятти» администратор сервера Андрей Комардин. Спустя какое-то время он видимо понял, что взболтнул лишнего (или получил указание сверху) и удалил часть своих комментариев. Но к тому времени сей факт я уже придал гласности в своих материалах, ибо считаю, что разработчики не имели права на такое вмешательство. Чисто профессионально я их понимаю, ибо нужно было что-то делать для снятия пиковой нагрузки на сервер. И они сделали. Но поступили они как бездушные админы и программисты… ммм… я лучше процитирую свой ответ там (это не личная переписка, а информация из ОТКРЫТОЙ группы)
Кстати, обратите внимание, вот уже 6 день, а со стороны Департамента образования нигде никаких комментариев. Только сухая статистика по численности, ну и попытка в первые дни представить, что все отработало вполне хорошо (за исключением небольшой задержки на старте). И мне кажется не будет. Если со стороны пострадавших не будет заявлений в прокуратуру, то всё просто замнут. Надеюсь, что хотя бы сделают выводы и к следующему году многое исправят в ИС «Электроныне услуги в сфере образования».
P.S. Не удивлюсь если моему директору сегодня утром позвонят (если уже не позвонили) и попросят/укажут заткнуть меня. :)
А молва быстро расходится, причем по принципу «испорченного телефона». Я вот в этом году стоя в очереди в банкомат слышал разговоры матерей первоклашек, сидя в кресле в парихмакерской — тоже слышу разговор в соседнем кресле. Причем родители несут такую, извиняюсь, чушь, что становится понятным, что разъяснительная работа ведется не на должном уровне.
В результате на следующий год будет очень сложно убедить родителей не занимать живую очередь. Для примера: в 2011 году живая очередь к нам выстроилась за неделю, в 2012 — за две недели, в 2013 году (после значительного сбоя в работе в 2012 году, тогда другой ИС) родители к нам выстроились в очередь ЗА МЕСЯЦ. В 2014 году после того как смогли убедить родителей, что система в 2013 году отработала идеально — к нам живой очереди вообще не было. В этом году — тоже не было (точнее за несколько часов конечно родители уже стали приходить, чтобы занять очередь на подтверждение документов, но при этом все было вполне спокойно, так как эта очередь не влияла на порядок зачисления). А вот что будет на следующий год — страшно представить.
Даже если вы возьмете их этого реестра какой-либо номер, например — #36000-СЗ/150127241 и забьете его в сервис получения информации о зарегистрированных номерах, то получите вот это
Вопрос: где Вы увидели персональные данные и в этом случае?
Вы вообще знаете что такое персональные данные?
Более того, можно было даже с ФИО публиковать, так как ФИО само по себе — публичные, а не персональные данные. И нам даже разрешили это делать, но я не стал, подстраховавшись на всякий случай.
Что бы вы не делали, если администраторы и разработчики решат помешать программам автозаполнения — они это сделают. Хорошо если это не повлечет других багов в работе — не нажимающиеся экранные кнопки, например.
Это ваше право. Но хватит ли у вас возможностей на подобное? Да и смысл? Если даже попав самым первым к школьному оператору — вас будут регистрировать все в той же информационной системе. И вы будете не первым на зачисление, а ваш номер будет таким. какой назначит система. Пока вы будете топтаться возле дверей приемной (в лучшем случае) в это время другие будут записываться из дома.
Ну а когда в этом году админы и разработчики какими-то тайными методами стали бороться с программами автозаполнения, внося в систему дополнительные ошибки (не нажимающиеся Далее и др.), то после бурной дискуссии в фейсбуке на этот счет, заместитель руководителя ДО Пинская Елена Олеговна, отвечающая за этот проект, назначила на сегодня встречу, куда пригласила и меня. и админа сервера, дабы понять что произошло 27 января и что нужно исправить к следующему году.
Меня уже мало интересует как было. Мне куда интереснее — как будет. Теперь нужно будет совместными усилиями убедить и заверить родителей 2016 года, что таких косяков больше не будет, иначе мы опять вернемся к живым многодневным (многонедельным) очередям, как это, например, было в 2011, 2012 и 2013 годах.
Почему-то вспомнилось вот это:
«Хождение по мукам» самарская версия
У нас хоть и были технические проблемы и сбои самой ИС, но на местах, в школах, отработали организовано. Все таки мы третий год с этой системой уже. А вот самарские школы первый раз с ней работают и потому творят по незнанию много чего лишнего.
Но… это ведь не важно. Не важно как и что было, важно что напишет пресс-служба :))