Школьнички или Чилавеку свойственно ашибаца
Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.
Мои ученики — это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов — из Москвы, например — их специально привозят к нам на занятия.
Социальный срез — средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение — 10 занятий — у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.
В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самыеэлементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.
При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, — приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там — какой-то «кругозор» — подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
В старшей группе из 15 человек (возраст 14 — 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный", «тот, кто живет один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», «брет — именно так — брет сумашчего» или просто «не знаю» — ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.
Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошел навзничь», «пришел навзничь» и т.д.), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толченый», а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».
На прямой вопрос «кто или что это такое» в ответ было напряженное молчание — пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ «жена попа», остальные отвечали так: «это прорубь на реке», «яма на стройке», «след от пули».
Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки», «это клетки в зоопарке», «старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто».
О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий», чуть меньше, что «Иван Грозный», кое-кто, что какой-то «Добрыня» (справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы — 12 лет, шестиклассник).
Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Этот вопрос задаем и средним и старшим — разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать — у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство»," нестер Летописец, «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».
Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой — слышал только, что он «песни поет», а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос «Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?» учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции»; отвечает: «Ну наверно… я не знаю...», а на попытку установить, что это за зверь такой «революция» только пожимает плечами.
Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «желтая пресса» и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.
Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» — «кресо» и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то… не знаю!». Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
В старшей группе еще есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?». Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки», а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина — это Бабель.
Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь", «Манданштан», а вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой». Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель, Барто, Пухто — кто из них женщина?» Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали «Пухто (вариант — »Пахто"), большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной — «Палафель»).
Есть миф, что, мол «дети» («детишки» даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию — большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрел социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.
А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии — Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.
А один написал, что нет такого народа — «это брет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это «бочка на воде» из двух вариантов ответа он сделал один.
Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут «немцы»). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет — с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.
Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: «В христианстве — Библия, а в мусульманстве?». Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: «мусульмане», «книга», «деньги», карант", «мангольство», «будда», «молитва», «анти библия», «история», «свитки», «алах» и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик 8 класса).
В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».
________________________________________________________
Взято отсюда. Давно подозревала, но чтобы так…
не все молодые люди такие, но есть тенденция в мышлении почти у всех — мне это не нужно, если будет нужно — загуглю.
Ну конечно - ведь грамоту изучать начинают в ТГУ, а не средней школе. А ведь она как-то эту школу окончила, сдала ЕГЭ по русскому языку и поступила...
И, потом, "...в аккаунте написано: изучала в ТГУ Экономику и Журналистику..." не означает абсолютно ничего. У одного моего знакомого в аккаунте месо обучения значится Кэмбридж, например...
С другой стороны, действительно сведения указанные в аккаунте могут ничего не значить.
потому, как нет такой страны "Белоруссия"
есть Республика Беларусь
название "Россия" уже устоялось за сотни лет.
С Белоруссией, же иначе.
Это название изначально даже во времена Союза считалось неправильным.
На территории Беларуси не употребляется вообще.
Самих белорусов от него коробит.
я просто работаю сейчас с тремя белорусами - они мне это и рассказали.
Ну, и вспомните советскую песню «Молодость моя — Белоруссия»: как бы вы ее пели с усеченным слогом, если бы было все так, как вы говорите.
возможно я и ошибаюсь.
дело в том, что эту тему мне рассказали белорусы, с которыми я работаю сейчас.
может быть там после распада Союза поменялись правила?
один зам.директора по Качеству, другой - начальник производственного участка на одном заводике.
Минская, Витебская, Гомельская, Брестская, Могилевская и Гродненская губерния.
Хотя из политкорректности зачем-то в русский язык и вносят выражения типа «Кыргызстан» вместо Киргизии. Что очень глупо. Ингланд или Дойчланд не пишем же. От англичан написания Rossiya тоже не требуем. И никто не коробится.
нет такого слова "мусульмантство". есть ИСЛАМ!
Это ёж! Пишут йошь
Численность школ в России:
1991г. – 69 700
2000г. – 68 100
2015г. – 44 100
Источник: Росстат
Т.е. в «голодные» времена при Ельцине закрыли 1 600 школ, а в «сытые» при Путине в 15 раз больше – 24 000 школ. Из них 19 300 (80%) – на селе.
Кто будет голосовать за Путина? Только безграмотные школьники и школьницы.
Я работал в 2005 году в сельской школе в Лопатино. Там были 1-9 классы и от 2 до 5 учеников в классе. Потом в Лопатино школу закрыли, а учеников начали возить автобусом в Санчелеево. Не вижу в этом преступления.
Да что там Москва, и здесь писали про это.
Да и вы вроде сами раньше были против объединения школ.
А сельские малокомплектные школы объединять нормально. Понастроили их при СССР с расчетом на полные классы, а не на двух учеников. В маленьких деревнях школ не было, ездили в села побольше дети.
В любом случае, странно с одной стороны обожать Путина, с другой — фиксировать падение уровня образования.
По поводу же малокомплектных сельских школ — я, историк, в Лопатино вел английский и физкультуру. Вел, похвастаюсь, хорошо. Однако с другими предметами было примерно так же.
Разве что историю вел мой одногруппник. А если бы не было нас (а нас бы не было в более поздние годы, когда сельских учителей перестали освобождать от армии), то часы по истории, физкультуре, английскому формально записали бы на кого-нибудь.
В Санчелеево все намного лучше.
А что до уровня образования — так это все же эпоха виновата. В нашем с вами детстве единственным постоянно доступным развлечением были книги. Сейчас, увы, не так.
Что характерно, впервые видел этот ролик на канале одного свидомого ютубера.
В 1914 году на территории современной России было 77,4 тысячи общеобразовательных школ.
Понятно, что в беседе с выпускницами журфака может возникнуть неприятный конфуз, но в остальном так ли критично отсутствие знаний в этих вопросах?
«Гражданская платформа» сочла экстремистскими некоторые высказывания Михаила Касьянова и Вячеслава Мальцева, возглавляющих список ПАРНАСа. Там также обратили внимания на риторику Андрея Зубова (третья строчка в списке партии).
За ПАРНАС в целом не буду.
Я не атеист, верно, но и не мракобес, в сказки не верю.
1.5 - 2 года назад зашел спор с одной мега- супер пупер бизнес гумен Тольятти. Ее лицо часто красовалось и красуется на обложках глянцевых журналов города, позиционировалась как звезда турбизнеса. Входит во все возможные деловые организации Тольятти.
Речь зашла о том, сколько процентов наших граждан выезжает в заграничные турпоездки. Оказалось, что мадам не в состоянии погуглить и найти официальные статистические данные, хуже было то, что имея это число, она тупо не смогла определить процент от общего количества россиян. Математическая задача 5 класса.
Как же они ведут бизнес, без простейшего анализа и элементарных знаний математики?
Подобных примеров можно приводить очень много, может поэтому Тольятти в заднице?
И такие «краткосрочные курсовистки» как раз та прослойка которая жирует на тупеньких дитишках, которых родители хотят видеть в ВУЗе, а не на заводе. Все равно что стоматологу жаловаться, что все клиенты какие-то с проблемными зубами пошли…
И не откуда-нибудь, а с официального сайта мэрии www.tgl.ru/news/item/6456-v-portposelok-budut-hodit-trolleybusy/
памятник имени коня Татищева ))
Через полчаса получаю, привожу без исправлений: «Русская литература на остальном фоне больше всего похожа на айфон среди кнопочных телефонов. У нее ОЧЕНЬ много функций. Это потому, что нет ни философии, ни социологии, ни экономической науки, а только есть одна литература, которая работает за все. В результате русский читатель похож на человека с самым продвинутым айфоном, но без автомобиля, без документов и часто без штанов».
«Русская литература больше всего похожа на автомат Калашникова, в том смысле что это главный национальный бренд и она отличается высокой надежностью, испортить ее вообще почти невозможно. Но есть довольно много мифов. Пишут, например, что автомат Калашникова вообще придуман немецким конструктором. Пусть это даже неправда, но русская литература все равно опиралась на европейские образцы. Правда, ее убойная сила выше, и она проще разбирается, т.е. почти всегда видно, как свинчено».
«Русская литература похожа на селфи. Толстой про кого бы ни писал, всегда видно Толстого. И это правильно, так честнее. Диккенс дает читателю представить себя то Копперфильдом, то Твистом. А Толстой дает почувствовать себя Толстым». «Русская литература похожа на «Игру престолов» и, в общем, она этот жанр выдумала. Потому что там много любви, смерти и еды. Это читать всегда интересно, потому что есть и любить хотят все, а умирать всем придется. Русская литература особенно талантливо описывает еду и секс, а на смерти она вообще, по-моему, зациклена. Иногда немного пейзаж. Но это если у автора есть свободное время (Тургенев)».
«Русская литература напоминает женщину, потому что она милосердна и не боится боли (мужчина от больного зуба на стену лезет, я видела). Еще она напоминает женщину тем, что высоко ценится за границей, а дома ей все время нельзя то одного, то другого. Глупые люди! Если бы вы не ругали ее все время и не мучали дурацкими запретами, вы были бы с ней счастливы!»
Ну, с этим классом мы как-нибудь поладим.
Источник: sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20160910-dmitriy-bykov-chto-pokazalo-sovremennoe-1-sentyabrya