Ирония судьбы или судьба?

Боюсь, что скоро меня арестуют за осквернение национальных святынь, но мне «Ирония судьбы» категорически не нравится. Не нравятся три женщины, отвоевывающие друг у друга тридцатишестилетнего переростка. Не нравится сам переросток, этот новогодний секс-символ страны с мятой физиономией. А больше всего не нравится, как истово мы любим всех этих героев, как верим, что это и есть настоящая рождественская история, в которой хорошие люди делают всех вокруг счастливыми и сами в итоге находят свое счастье.




В этом фильме есть все, из чего состоит «любовь по-русски»: и взрослый мужик, который, споткнувшись о собственные штаны на пути в сортир, зовет на помощь маму; и женщина, которой несколько лет пудрят мозги, а в новогоднюю ночь наконец бросают; и другая женщина, которая две серии подряд целуется с дышащим перегаром гражданином, а потом едет за ним в другой город, хотя никто ее не звал; и будущая свекровь, которая, глядя на все это безобразие, говорит, поджав губы: «Поживем – увидим». Наше, наше кино!


Истина в том, что так думать можно только с большого перепоя. Обильные новогодние возлияния привели к тому, что мы не просто уважаем всех этих Надь и Лукашиных – мы сделали их национальными героями. Мы считаем, что их отношения – это и есть романтика. Наши дети растут с убеждением, что по этому сценарию надо жить, встречаться и любить. А мы лишь улыбаемся и вздыхаем: «Ах, как мило», вместо того чтобы ужасаться: «Не приведи господь!» Мы делаем звук погромче, вместо того чтобы выключить Женю Лукашина.


Ведь что такое есть этот Лукашин? Вот какое объявление он мог бы дать сейчас на сайте знакомств? «Врач районной поликлиники, не амбициозный, зарплата скромная. Даже в Новый год практически не имею карманных денег. Подвержен влиянию – ради «общего» дела могу легко отказаться от принципов и, например, напиться в бане, если этого захотят друзья. Возраст – под сорок. Все еще живу с мамой в одной маленькой комнате. С другой женщиной существовать на общей территории не могу – меня раздражает, когда она ходит туда-сюда. Мама не раздражает, а сексуальная партнерша раздражает. Жениться поэтому, само собой, боюсь. В любой сложной ситуации прикидываюсь дурачком. Пока женщины из-за меня выясняют отношения, сижу в сторонке, пою «Если у вас нету тети» и гадаю: кому же в конце концов я достанусь? Нормально, открыто общаться могу, только когда «выпью, разбуянюсь, расхрабрюсь».


Надя Шевелева. Эта женщина настолько себя не любила, что довольствовалась странными, мучительными отношениями – встречалась с женатым мужчиной «два раза в неделю в течение десяти лет». Может ли самостоятельный человек позволить несчастному роману длиться так долго? Нет, на это способен лишь тот, кому нравится упиваться жалостью к себе. Собственно, Надя сама об этом и говорит: «Бывало, приду домой, сяду в кресло и давай себя жалеть». Удобная барышня. О чем думал ее хахаль – понятно. Кому ж не понравится красивая, честная, а главное – молчащая учительница русского и литературы без претензий? Гораздо интереснее было бы узнать, о чем думала в течение этих двух пятилеток жена хахаля. Наверняка по старой советской традиции с криком «Ах ты сучка крашеная!» бегала выдергивать Надюшины космы, и не раз. Мужик не вступался – «он и сейчас женат». Десять лет, вся молодость. Из года в год все выходные и праздники в одиночку. Если это не садо-мазо, то что?


Отношения с женатиком прекратились из-за ультиматума супруги, других вариантов тут быть не может. Поплакала наша Надя, может, вены пару раз повскрывала и встретила наконец «серьезного, положительного, красивого» Ипполита, который подарил ей французские духи, собственную фотографию и предложил руку и сердце, а не один лишь секс по расписанию. Но выдержать такое счастье Надежда не смогла – бросила благородного Ипполита ради незнакомого «забулдыги». Во-первых, забулдыга – «Какая вы мегера!» – хамил. Во-вторых, был без пяти минут женат – при ней шептал в трубку своей невесте: «Я тебя люблю». В-третьих, жил в другом городе – значит, если что, встречи с ним опять бы не отличались частотой. В общем, для Нади он оказался неотразим. Видимо, только такие ее и возбуждают. Не может, не умеет, по какой-то причине не хочет Надя строить отношения со свободными мужчинами, которые испытывают к ней серьезные чувства.


И Надя, и Женя по-настоящему понимают только один вид любви – ребенка к родителю, ведь каждый из них много лет живет со своей мамой. Живет не с партнером, а с воспитателем. Неудивительно, они и брак заключить пытались с такими же воспитателями. Женя нашел властную Галю, которая при нем сама водружает на елку «макушечку». А Надя, потупив взор, слушает, как Ипполит ее отчитывает: «Ты безалаберная! Молчи! Ты непутевая!» И если бы Лукашин в самом начале фильма пошел в гости к Катанянам, то в финале мы бы имели две семьи, без всяких фокусов скроенных по схеме «инфантильный ребенок + мудрый родитель».


Вместо этого два ребенка ушли в отрыв. Они отправили своих мировых мам к соседям. Они убежали, скрылись от своих серьезных и правильных Ипполитов и Галь. Они заперлись в квартирке площадью 33 квадратных метра и устроили свой бесшабашный детский Новый год. Пели песенки под гитару, дрались, танцевали, жаловались на обидчиков, били тарелки, рвали чужие фотографии и плевались заливной рыбой. Играли в больших.


Вот именно поэтому мы с таким удовольствием и смотрим на них. Зритель-мужчина думает: «Даже если я буду бесхребетным, пьяным и безденежным Иванушкой-дурачком, для меня все равно найдется своя Барбара Брыльска». Женщина смотрит и верит: «Даже если я не научусь за многие годы строить партнерские отношения, рано или поздно мою наглухо запертую дверь все равно откроет своим ключом принц с московской пропиской». Мамы смотрят и улыбаются: «Побегает-побегает деточка и все равно вернется ко мне, как это всегда и было». Это наша русская сказка для взрослых, где каждый видит свой хеппи-энд.


Но утром придет похмелье. И мальчик с трудом вспомнит сумасшедшую ночь. Неловко помявшись на пороге, он попрощается и, так и не сказав: «Я хочу быть с тобой», уйдет домой. К себе. Он не умеет принимать решения, он живет по принципу «будь что будет, мне все равно». Девочка соберет игрушки, поплачет и, может быть, даже побежит вслед за мальчиком. Ей ведь в школу только через две недели.


©
Поделиться:

58 комментариев

Alexei_Napylov
Соглашусь с автором, один раз посмотрел фильм, герои — фу.
Alexei_Napylov
… Если на секунду забыть о комической несерьезности ситуаций, то мы обнаружим в героях гайдаевских комедий, особенно в Шурике, практически сверхчеловека, настоящего «человека длинной воли», белокурую бестию в очках.

Герои Гайдая самозабвенно изучали физику, перевоспитывали хулиганов, давали отпор уголовникам, несли городскую европейскую мораль и законность в дикие ущелья Кавказа, давали вооруженный отпор контрабандистам и соблазнительным контрабандисткам, не задумываясь прыгали с высоты из вертолета, изобретали машину времени.

В комедиях Рязанова этого идеального человека действия не было – и быть не могло. Его герои практически никогда не действуют – даже дать пощечину или спустить с лестницы составляет для них известную проблему. Они бесконечно разговаривают, спорят, сомневаются, убеждают. Их внутренние монологи разворачиваются с помощью стихов Беллы Ахмадулиной (что, конечно, гораздо больший абсурд, чем путешествие Ивана Васильевича во времени).

Рязанов старался показать, что быть можно дельным человеком и думать об остеклении дверей. Именно об этом ставшая культовой для нескольких поколений советских новых буржуа «Ирония судьбы» – и люди с обоями и чешским гарнитуром умеют чувствовать, мыслить, переживать и даже петь голосом Пугачевой (еще одна случайно возникшая метафора эпохи)…
Отсюда
Alan
Гайдай — шут, Рязанов — рефлексирующий интеллигент, Данелия — гений )
Vyrvipup
Наглядная иллюстрация к слова Аллана
Alan 37 минут назад
Даже про заброшенное кладбище можно снять позитивный сюжет. Всё зависит от поставленной творческой задачи )

Месяц назад я участвовал в социологическом исследовании. Там собиралась фокус-группа и в форме семинара обсуждала город в различных аспектах. Много нового для себя открыл, люди совершенно по-разному смотрят на жизнь города.
Согласен с Аланом, не разделяю точку зрения автора текста топика.
Alan
интересно, автор текста понимает смысл слова «ирония»?
Alan
«Ирония судьбы» — это гимн советской интеллигенции, забитой, затюканной, изнасилованной «классом-гегемоном», но в то же время, возникшей благодаря ему. Почему сейчас этот фильм так популярен? Учителя, врачи, богема, перешедшие на хозрасчет и рыночные законы, ностальгируют по времени, когда можно было оставаться такой наивной, инфантильной прослойкой, по своему детству, можно сказать.
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 09:20
slavasmirnov
Гимн советской интеллигенции? Я вас умоляю. Вот «Девять дней одного года» — это вполне себе гимн.
Alan
это гимн технической интеллигенции )
slavasmirnov
В «Иронии судьбы» творческая интеллигенция не представлена. К какому разряду отнести алкоголиков и инфантилов?
Alan
а герой Ширвиндта кем был? разве не из «этих»? )
slavasmirnov
Вроде не из этих, вроде нормальной ориентации. Хотя, эта сцена в бане…
Alan
Вы правы, «гимн» не то слово. Скорее, сказка. Сказка о советской интеллигенции.
slavasmirnov
Ну, на сказку согласен. Сказки — они разными бывают.
Alan
сказки все примерно про одно и то же. Принц прискакал к спящей красавице, разбудил её, победил злодея, освободил красавицу и увез к себе в замок. Сюжет очень простой, поэтому народный.
guest
Полностью согласен с оценкой автора.
Всегда недоумевал, зачем жтот фильм сделали символом новогодних праздников.
guest
не нравится - не ешь!

смотрю каждый год и 31-го снова буду смотреть.
guest
Автор прав полностью. Мне фильм нравится. Я бесхребетное чмо )))
Gertruda
У меня тоже такое неоднозначное всегда отношение к этому фильму было) Но я так глубоко не копала отчего)
Прав, Анатолий Васильевич) Во всем прав) Но… смотрела и смотреть буду. такая ностальгия по детству, по семейным теплым посиделкам, родителям, с которыми смотрели. Поэтому иронии судьбы быть! Заливное из рыбы тоже не люблю! А Ипполит в исполнении Юрия Яковлева шедеврален, да)
mihail
А разве это Анатолий Васильевич писал? Это же просто троллинг. Смысл и характеры и даже название фильма как раз в том и состоят, что тут написано. Ну вы даете )
Vyrvipup
Спасибо, Миша. В конце топика я честно дал ссылку. А в своём единственном комменте к топику написал «не разделяю точку зрения автора текста топика» Моя «заслуга» в том, что я вставил фото и выложил на сайте.
Теперь по теме. Моё мнение. Вы смотрите на ТО время из «прекрасного далёка», и судите героев ТОГО времени по нынешним понятиям. Ну откуда вам знать, что квартиру тогда получить было ох как не просто. Хотя нет, когда вы рассуждаете о СССР вы это помните. Но сейчас ставите Лукашину в вину, что он живёт с мамой. Откуда вам знать, что не только у Лукашина не было денег в кармане не только в Новый год? Это сейчас к врачу без «подарка» не заходи, а тогда Женя, и ему подобные, честно работали за зарплату и за искреннее спасибо. Откуда вы знаете, как женщины ТОГДА находили себе «партнёров»? Ну совсем другая мораль тогда была. И так по каждому «обвинению», по каждой претензии.
В фильме показана реальная жизнь того времени, и чтобы судить о ней, надо или пожить в то время, или изучать знать о ней не из жёлтой прессы, очерняющей всё и вся в СССР. Тщательнее надо подходить к выбору источников информации.
ЗЫ. Это же касается и когда вы рассуждаете «революционных массах», о Сталине, о…
mihail
Да можно и короче. Не нравится — сделайте лучше )
Gertruda
У меня две лучших подруги — врачи, психотерапевты) я привыкла к копанию и анализу. В общем все что написано — вполне себе так и есть. Но да здравствуют добрые сказки!))
Alexei_Napylov
Не знаю, как там было в СССР у других, а у меня родители и бабушки-дедушки в возрасте намного меньшем, чем 30 (а то и немного меньшем, чем 20) в брак вступали. В общем, женщины как-то
ТОГДА находили себе «партнёров»
Без мамы и пьянки в бане в 40 лет.
Vyrvipup
Кстати о пьянке. Кто из вас ни разу в жизни не нажирался водовки до риз? Откуда мнение, что низзя в бане перед Новым годом? Особенно с друзьями?
Gertruda
Леха наверно, ни разу, ога.
Vyrvipup
И про «партнёров» Может я открою секрет, но секс в СССР был. Это просто «журналисты» извратили то высказывание, а я слышал его полностью своими ушами. Но это, секс, касалось только двоих, и в соц сети не выкладывалось и не обсуждалось. Поэтому и удивительно про «два раза в неделю в течение десяти лет». Для нынешних удивительно.
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 13:56
Alan
фраза была, просто она так метко попала в свое время, что разошлась в народе
Alan
>>>Но это, секс, касалось только двоих

а Вы помните откуда пошло выражение «держать свечку»? )
Alan
я чего к Вам пристал-то? )
Просто Вы пишете, что сейчас принято очернять советскую эпоху, смотреть на неё свысока. Но сами в ответ начинаете её идеализировать, т.е. занимаетесь такой же мифологизацией прошлого, только в позитивном ключе.
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 14:32
Vyrvipup
Каждый видит то, что видит. Просмотрите мои посты и топики про СССР В них есть и о хорошем, и о плохом. Стараюсь быть объективным. Могу точно сказать, что люди тогда были добрее, душевнее. Почему так — можете считать как Вам удобно: воспитание, идеология, ГУЛАГ, страх, стыд, мораль… Но для меня это факт.
Alan
Тут просто уточнение нужно делать. Вам встречались люди добрее и душевнее. Даже не так. Вы помните, что Вам встречались люди добрее и душевнее.
Я читал исследование, что пожилые люди склонны помнить хорошее, а молодые — плохое. Я по себе это замечаю. Лет 5-7 назад я очень негативно относился к 90-м, ко времени своей юности. Сейчас оценки постепенно меняются, я как-то философски начинаю к этому относится. Глядишь на пенсии буду рассказывать молодежи о «золотых» 90-х )
Vyrvipup
Вы помните, что Вам встречались люди добрее и душевнее.
Каждый видит то, что видит. И под то, что видит подгоняет свою теорию.
А если тех, которые добрее и душевнее было больше? Если они так и мелькали перед глазами «туда-сюда, туда-сюда»? И это уже не избирательность, а статистика?
Alan
есть субъективные ощущения — это, например, то, что Гертруда видела гуляющих детей и не видела маньяков.
А есть статистика — это сравнение отчетов МВД по детской преступности, убийствам, изнасилованиям, похищениям.
Ощущения и статистика могут отличаться. Это я к примеру.
Alan
Если в советском телевизоре Алиса Селезнева пела про прекрасное далеко, а по НТВ показывают бесконечно про маньяков и педофилов — это ещё ничего не значит.
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 15:16
Vyrvipup
Алан. Ну бессмысленный же спор. Ну больше я знаю про то время. В том числе и по статистике, допущен был. И если политику Вы рассматривайте в глобальнейшем масштабе, то о СССР выхватили детей и всё. А если взять сколько в СССР ходили в рваных штанах, то сейчас мы вообще в шоколаде, сплошь аристократы. А я так и вообще без галстука на улицу не выхожу.
Alan
Я не пытаюсь даже сравнивать эпохи, у меня нет для этого объективного видения. Помните спор был про «бесплатное жильё»? Этот спор не имеет никакого смысла, на самом деле. В 50-70 е годы перед государством стояла задача перевезти крестьян из села в город, для этого создавались условия: экономические, идеологические, командно-административные. Можно говорить о том, что крестьян сгоняли с земли предков и селили в бетонных муравейниках. А можно говорить, что советским гражданам бесплатно давали жилье. Как будто они в берлогах жили до этого.
Вопрос чисто политический.
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 15:43
Gertruda
Все что угодно можно говорить, но лет с 4-х гуляли на улице без взрослых. мы не боялись придурков или педофилов. Не было их в таком количестве или психиатрия качественно работала. Никого со школы-в школу за руку не водили. мы бегали друг к другу в гости. Заштопанные зимние штаны на коленках гуляющего ребенка — норм) И да, родители оставляли нас дома одних на пересменок, или могли позволить себе сходить без нас в гости. Их за это никто не грозился лишить родительских прав и не считал плохими. Никто не знал кто такой Астахов и ораны опеки, да. Нормальное у нас было детство.
Alexei_Napylov
В бане для сердца опасно.
OMG1
Радулова автор, аа… )
Vyrvipup
Спасибо, OMG. Я нашёл этот текст в ВК, честно дал ссылку в конце топика, но Алексей убрал её. Не виноватая я, он сам пришёл ©
Nonstop
Прав, Анатолий Васильевич) Во всем прав
ну нет, конечно, не во всём. Вот жила я одна, долго. Работала, ребёнка растила, в клубы знакомств не ходила, в квартиру ко мне под новый год никто вот так не вваливался, ребёнок опять же — не больно кому надо… Ну не судьба была встретить того самого, довольствовалась тем, что подвернулось. Вроде, и человек неплохой, и относится хорошо. Женат, да. Ну на всех неженатых не хватает, говорила я себе. И очень себя жалела в праздники. Как Надя — один в один. И, если бы подвернулся такой вот Ипполит — связала бы судьбу с ним: лучше так, чем никак.
Мораль: любовь и счастье есть. И они приходят, когда уже не ждёшь, когда ситуация абсурдна. Вот мы с мужем в интернете познакомились, в аське. Один тык — и судьба. Случай один на не знаю сколько. Вот это что? Сказка? Легко.
Хороший фильм, под девизом «жизнь гораздо богаче наших представлений о ней». Правда, надоел уже до ужаса ))
uuuuuuu
Народная мудрость.«Не люби холостого-не женился раньше и на тебе не женится.Не люби разведённого.С женой развёлся и с тобой разведётся.Люби женатого, жену любит и тебя любить будет».
Nonstop
.Люби женатого, жену любит и тебя любить будет».
Знаем, плавали. Палкой не могла прогнать, я ж хорошая )))
uuuuuuu
Палкой?! Разве ж нормального женатика от хорошей женщины этим прогонишь!)))
Nonstop
и ведь не возразишь )))
guest
если люди смотрят и любят фильм, это не значит, что они любят и уважают героев этого фильма.

есть масса отличных фильмов снятых про абсолютных уродов и маргиналов (фильмы про бандитов, фашистов, маньяков и алкашей). если люди смотрят эти фильмы, это не значит что люди испытывают симпатию к героям. это значит, что фильм хорошо снят.

P.S. тема с Гитлером и фашистами из отличного фильма "Бункер" обсосана в шутках и пародиях десятки раз.
и это не мешает всем нормальным людям считать героев фильма чудовищами.
solnce
Я этот фильм люблю за особую атмосферу, которую он создает. Это уже на уровне рефлексов работает — показывают иронию, значит Новый год. Особая атмосфера))) Конечно, никто не пересматривает эти две серии от слова до слова. Фильм затянут. Идет больше как фон под НГ. Но есть в нем пару моментов, ради которых его смотрят люди из года в год. С наступающим!)))
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 11:33
Alan
Вы просто совершаете определенный набор ритуальных действий перед встречей НГ.
Все эти ритуалы повторяются из года в год, проходят по похожему сценарию, символизируя цикличность жизни. «Ритуальные» блюда, фильмы, оформление всё это исходит из древних традиций, дохристанских ещё. «Смерть» и «рождение» Солнца ритуально обыгрывалось древними цивилизациями. Монотеистическим религиям тоже пришлось пользоваться языческими ритуалами, хотя смысл их менялся.
Сейчас мы вкладываем в НГ свой смысл — семейный праздник, детская сказка, но от начального, космического смысла уйти нельзя.
solnce
Алан, я даже спорить не буду) Меня очень радует, что есть такой праздник. Что есть возможность отдохнуть зимой 10 дней. Съездить куда-то, развеяться). Я за любую канитель, кроме голодовки)))
Alan
не надо спорить, я же и пишу, что праздник в честь Вас )
Alan
Лена, я Вам советую посмотреть американскую версию «Иронии судьбы».
Называется «Полночный поцелуй», реж. Алекс Холдрилж.
Лично мне он очень нравится и он ближе к нашему поколению, как мне кажется. Вместо унылого бекмамбетовского сиквела лучше посмотреть этот фильм.

Помню, его ещё Юля — Доброволец хвалила )
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 13:35
solnce
Спасибо, Алан) Посмотрю. Сиквел не смотрела.
GPetrovitch
Это наша русская сказка для взрослых, где каждый видит свой хеппи-энд.
Здорово сказано! Типа, фильм классный, но сюжет — фигня! По мне, это добрая сказка, где советский хирург-трудоголик, посвятивший всю свою жизнь работе, не требовавший денег за операции, попал в передрягу, в которой влюбился по-настоящему.
Сколько людей, столько и мнений.
Комментарий отредактирован: 29 декабря 2015, 12:21
klinke
для всех остальных из поколения пепси есть фильм «новогодний рейс», это прям для них
Vyrvipup
По мне, это добрая сказка
uuuuuuu
А ещё можно разобрать по мотивациям и психотипам сказку про Колобка.Да.