Инженерная культура, которую мы потеряли

Прочитано на просторах Хабра
Этот пост, наверно, правильно воспринимать как крик души, как попытку найти поддежку в профильном сообществе и окончательно не потерять веру в текущий уровень высшего инженерно-технического образования. То, что сейчас все крайне непросто в этой сфере, не говорит только ленивый, но я хочу постараться дать вам некую объективную информацию, а выводы… Выводы, думаю, все сделают сами. Кому интересно, прошу под кат.

Преамбула
Место действия: Москва, август сего года.
Задача: найти выпускника инженерно-технического вуза со специальностью электронщика\радиоэлектронщика на позицию сервисного инженера.
Тип обслуживаемого оборудования: высокотехнологичные системы очистки воды (получение воды 18.2 МОм), лабораторные приборы и инструменты.
Необходимые минимальные знания: умение держать паяльник в руках, понимание базовых принципов электротехники, электроники, знание физики хотя бы на уровне 2-х курсов технического вуза.

Вместо пролога
Итак, моя компания занимается поставками лабораторного оборудования, большую часть из которых представляют довольно высокотехнологичные системы очистки воды. Некоторое время назад у нас открылась собственная сервисная служба, которая, надо сказать, оказалась весьма востребована в силу специфики оборудования и его довольно широкой распространенности. В связи с тем, что системы имеют довольно длительный жизненный цикл (некоторые работают аж с конца 80-х годов), а также ряд механических компонентов, подверженных естественному износу, обслуживание данных систем нужно производить хоть и не очень часто, но все же регулярно и с определенной периодичностью. И для проведения этих работ (диагностика, ремонт, сервисное обслуживание и контроль тех. состояния), безусловно, нужны подготовленные инженеры, обладающие, во-первых, определенными знаниями в области общей электроники, во-вторых некими специфическими, связанными уже непосредственно с продуктовой линейкой. Последние, конечно, прививаются во время обучения, различных тренингов и тестовых работ, которые инженер должен проходить на первоначальном этапе своей работы.

Так вот, буквально месяц назад мы пришли к пониманию, что загрузка нашего инженерного штата приблизилась к критическому порогу (порядка 90% времени в командировках) и нужно срочно расширять штат. Какие проблемы, подумал я… В нашей стране, где инженерная культура столь высока и популярна… Я даже представить себе не мог, как я ошибался…

Фабула
Мы пошли стандартным путем. Разместили на соответствующем популярном ресурсе вакансию, нам стали откликаться люди. Надо сказать, что условия мы предложили, на наш взгляд, довольно рыночные. Нормальная зарплата, естественно все по ТК, бесплатные обеды, неплохие командировочные, перспективы стажировок за границей, служебный транспорт по необходимости, связь, возможность посмотреть страну в довольно многочисленных и частых командировках. Отклики были, и немало… Но качество…. Ребята, это просто непередаваемый кошмар. Да, иных слов просто нет.

Маленькое лирическое отступление: в связи с тем, что планировалось, что большая часть собеседований будет двухступенчатыми, и первая часть будет проводится одним из руководителей, который не может самостоятельно оценить способности инженера в области теоретических и технических знаний, было разработано простейшее задание из 5-ти пунктов, дабы сразу отсеять кандидатов, не обладающих минимальными необходими знаниями. Результаты этих тестов поразили меня до глубины души, с учетом специальностей респондентов.

В заголовке вы видите картинку диодного моста, нарисованную человеком, у которого свежий диплом магистра (от июня этого года) со специальностью «радиоэлектроника» довольно известного старого московского вуза федерального значения. Я не буду называть его, но его знают многие. Вдумайтесь в эти слова – магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно признался – «не знаю». А может, он купил диплом в переходе? Надеюсь, что это так, хотя не похоже, все же часть вопросов +- он ответил.

Думаете, я бы написал этот пост, если бы столкнулся с одним таким респондентом? Конечно же нет. Я приведу вам другие шедевры, как вам, например, вот такой диодный мост:

Я не выдержал вчера, и позвонил своему старому другу. Он к.т.н., работает зам. директора института в структуре РАН, довольно известный вуз в IT и близких сферах. И излил ему душу в своем понимании чудовищности данной картины. Ведь эти ребята, эти, прошу прощения, «инженеры» претендуют на то, чтобы работать в реальных секторах, часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д. Как наши вузы могут позволять себе выпускать таких инженеров? Мой старый приятель лишь саркастически заметил в ответ, не скрывая, правда, неподдельной грусти, что да, все так, что все кошмарно и плохо. Что инженеров чудовищно мало, что спроса со стороны реального сектора экономики на них почти нет, что мы почти ничего высокотехнологичного в инженерном плане не производим. Что если ты хочешь что-то получить путное, нужно брать студента на 2-3 курсе, еще с горящими глазами, давать ему реальные задачи и лишь тогда с определенной долей вероятности ты можешь получить на выходе желаемого специалиста с нужными тебе скиллами. И то – не факт. А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.

В моем понимании, это катастрофа. Как мы будем жить в нашем мире, в 21 веке, в окружении колоссального количества промышленных, зачастую весьма опасных объектов, с ТАКИМ уровнем образования наших специалистов? Это ведь наше будущее? Это же они будут управлять реакторами, осуществлять техническую поддержку и ремонт авиатехники, объектов газо- и нефтепереработки…. Или кто?

Вместо эпилога
Я сел писать этот пост сегодня, в обед, сразу после собеседования с краснодипломным бакалавром другого федерального вуза. Его мост я привожу ниже. Этот парень предложил подвести переменный ток по одному проводу к схеме (слева), а дальше, по его словам, «разделяется» (видимо, электроны-мальчики налево, девочки – направо, принцип разделения сформулирован все равно не был) и выходит по проводу справа. Да, да, второго провода нет, вот такая однопроводная схема. Как в одном проводе может возникнуть разность потенциалов он мне не объяснил. Хотя я предположил, что его предложение подавать ток в одну точку моста само по себе тянет на премию, вот только пока не знаю какую…

Когда я читаю хабр, особенно раздел DIY, я, чаще всего, ловлю себя на том, что у меня появляется улыбка на лице. Мне всегда импонировали те, кто что-то мастерили, пытались и продолжают пытаться что-то конструировать. Любой пытливый разум достоин тихого восхищения. И мне всегда казалось, что общая высокая инженерная культура – это наша национальная черта, то, что у нас никогда не отнять. Неужели мы готовы все это растерять? Или это уже случилось? Неужели мы допускаем, что у нас радиоэлектронщики с высшим образованием не способны назвать виды гармонических модуляций, да что модуляций, не могут по сути объяснить, чем отличается переменный и постоянный ток. Где у диода анод и катод. Какие вопросы задавать выпускникам радиотехнических вузов – «А не в амперах ли измеряется сила тока?». Ведь закон Ома они уже забыли, причем некоторые даже еще не получив диплом.
Поделиться:

35 комментариев

besogon
Также данная проблема циклична: студенты, не имевшие дело с реальными задачами, становятся преподавателями, не имевшими дело с реальными задачами. В ВУЗах как минимум один такой виток уже подходит к завершению, от чего становится еще тревожнее.
Да и проблема характерна для всех направлений: медицина, другие технические направления… Может только проблем нет в гуманитарных направлениях, там делов то: дай парту и тетрадку.
Shadow
Зато Крым наш! *успел, пока Солнце не встало )
Nonstop
Ненуачо… хороший такой мост, красивый…
Shadow
Практики нет в институтах. Вот и знания из головы вылетают.
Помнится, у меня через год после окончания института при приеме на работу спросили в чем отличия стали от чугуна. Элементарный вопрос. Оказалось, у меня из головы вылетело уже. Стыдно было ))
besogon
знакомая заканчивала радиотехнический колледж жигулевский. работает в сбере экономистом. Недавно как то спрашивал закон Ома)) не помнит)))
Shadow
Да с женщины чо взять *мужской шовинизм mode on ))
besogon
щи, борщ например)))
slavasmirnov
Ну уж нет. Лучше я сам.
Shadow
В самостоятельности необходима умеренность. А то по слухам вон какой-то музыкант пару ребер себе вырезал для пущей самостоятельности ))
number5
Постановка вопроса в корне неправильная! Требовать от сегодняшнего инженера знаний схемотехники на уровне элементной базы, все равно что от от установщика кабельного ТВ требовать знание распределения ВЧ тока по поверхности проводника (ну или от установщика кондиционера знаний законов термодинамики, а так же умения вычислять скорость роста температуры в любой точке комнаты; ну или от ресторатора теорию термического распада белков, от программиста 1С знаний машкодов или правил заполнения перфокарт и тд).
Ведь эти ребята,… часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д.
Имел опыт общаться с такими. На вопрос «как вы все это делаете?» ответили удивительно просто — «строго по инструкции». Им эти диодные мосты до фени. Им аппарат сам выводит наименование неисправного блока и они его меняют целиком. Без паяльника! ) Паяльником вообще электромеханики и электрики работать должны, а не инженеры. Это советский перекос ВУЗовского обучения, что инженер должен пройти путь от рабочего (на производственной практике).
Shadow
Перекос ли? По мне, так правильно.
number5
По мне, так правильно.
тогда возможно и правильно. Сегодня не успевает теория за прогрессом. Отвлекаться некогда.
Shadow
Им аппарат сам выводит наименование неисправного блока и они его меняют целиком. Без паяльника!

А блок кто-то разработать должен жи ) Сконструировать, начертить, не?
number5
А блок кто-то разработать должен жи
Ну это жи не сервис-инженер, не? ) Вот если бы автор статьи набирал инженеров конструкторов, то я бы сказал «Что за смешные тесты? Где ВАХи, почему не указан тип диодов, входное напряжение, параметры нагрузки? и тд.» ))
Shadow
А, мы про сервисного инженера. Ну может и так.
besogon
при подходе «работай по инструкции», зачем тогда учиться в вузе? вот инструкция и все, а читать в школе научили
number5
а читать в школе научили
в ВУЗе учат понимать прочитанное.
зачем тогда учиться в вузе?
Надо же еще уметь нужный раздел инструкции выбрать и знать термины, которые в ней используются.
besogon
а зачем? если в инструкции будет следующее:
не работает «А» делай так. не помогло? делай так… И зачем тут мозги. Делай, как тебе написали
number5
У Вас об инструкциях еще более искаженное мнение, чем об инженерах. )
bot-a-nik
Постановка вопроса в корне неправильная! Требовать от сегодняшнего инженера знаний схемотехники на уровне элементной базы, все равно что от от установщика кабельного ТВ требовать знание распределения ВЧ тока по поверхности проводника
Вы хоть сами то поняли че сказали? Установщик кабельного ТВ это уровень электрика, а инженер на сервисе электронщик это ИНЖЕНЕР, для него диодный мост это как 2х2=4 для математика, инженер электронщик не понимающий принцип работы диодного моста это уже за гранью добра и зла. То что ситуация именно такая как описано в топе подтверждаю, сами недавно искали.
number5
Не понимаете — не умничайте ;) Я сам с сервисных и мне рисование этих мостов в паяльник не впилось. Я уже не помню что у диода плюс, а что минус на схеме ибо банально тестером проверяю — надежнее и полезнее (а тож вдруг пробитый).

В ВУЗе курсовая была — нарисовать ЦАП. Как «вумная маша» нарисовал элементный на матрице резисторов и ОУ. Препод на мой труд сказал — «делать нефиг?! Подразумевалось просто обвес готовой микросхемы нарисовать. А так ты вон проводник не дорисовал и за это тебе с большим натягом „хор.“ ». Почти четверть века прошло, а до сих пор обыдно. А вы тут умничаете… Пентод еще нарисовать попросите соискателей и отсеивайте их со стоном «ну что за инженера пошли...»

В общем из темы понятно одно — хороший кадровик сейчас в дефиците. )
И это, когда после диплома меня на работу принимали, то ничего не спрашивали. Дали аппарат на ремонт и всё. Вот это, по-моему, правильно, а эти тестирования — как ЕГЭ.
Комментарий отредактирован: 21 августа 2014, 09:38
bot-a-nik
Не понимаете — не умничайте ;) Я сам с сервисных и мне рисование этих мостов в паяльник не впилось. Я уже не помню что у диода плюс, а что минус на схеме ибо банально тестером проверяю — надежнее и полезнее (а тож вдруг пробитый).
Открою Вам как сервиснику «страшную» тайну у диода нет плюса и минуса, но есть катод и анод :) А так да сервисников умеющих у сотовых экранчики и корпуса менять сейчас пруд пруди им конечно диодные мосты в «паяльник не вперлись» и уж тем более такие предметы как ТОЭ и ТАУ.

В ВУЗе курсовая была — нарисовать ЦАП. Как «вумная маша» нарисовал элементный на матрице резисторов и ОУ. Препод на мой труд сказал — «делать нефиг?! Подразумевалось просто обвес готовой микросхемы нарисовать. А так ты вон проводник не дорисовал и за это тебе с большим натягом „хор.“ ». Почти четверть века прошло
1. Четверть века это 90-й год, тогда еще и винды в помине не было, первые программные симуляторы электронных схем на моей памяти появились году в 96-м, у буржуев разумеется раньше, но четверть века это все же перебор.
2. Вумными машинами тоже с умом надо пользоваться, я не то что курсачи обсчитывал, но и лабы делал, поскольку у «живых» стендов в политехе в мое время настолько хреново с контактами было что запустить схему и снять характеристики задачей было архисложной.

И это, когда после диплома меня на работу принимали, то ничего не спрашивали. Дали аппарат на ремонт и всё. Вот это, по-моему, правильно, а эти тестирования — как ЕГЭ.
Ну это когда какой дискретный элемент вышел из строя сиди да прозванивай, а если контур управления чьими нибудь шаловливыми ручонками разрегулирован? Мне так вообще с ошибками проектантов в схемотехнике оборудование попадалось.
number5
у диода нет плюса и минуса, но есть катод и анод
Вот-вот. Лишние доказательство далекости практики от теории. ) На практике вопрос «куда плюс подать, а куда минус», а не «где катод, где анод». )
Четверть века это 90-й год, тогда еще и винды в помине не было
Причем тут винда? Мы справочником микросхем от 1985 года пользовались (кому повезло, остальные редакциями попозже) вроде как ЦАП КР1118ПА3 была (сейчас справочника нет, гугл такую выдаёт). А я на простых резисторах и каком-то операционном усилке вручную расчет сделал и начертил карандашиком схему.
bot-a-nik
Вот-вот. Лишние доказательство далекости практики от теории. ) На практике вопрос «куда плюс подать, а куда минус», а не «где катод, где анод». )
На практике в 99% случаев применения диодного моста подают переменку, а где + и — то там уже не подают, а снимают.
Причем тут винда?
Извиняюсь, вместо «вумная маша» прочитал «вумная машина» :)
number5
На практике в 99% случаев применения диодного моста
Речь уже про диод была вроде:
у диода нет плюса и минуса, но есть катод и анод
Кстати, а как Вам знания ТОЭ и ТАУ (ну на край схематическое изображение диодного моста) помогли в настройке контура управления или поиске ошибки схемотехников? С помощью какого правила Кирхгофа или решением какого иррационального уравнения нашли неисправности?
bot-a-nik
Речь уже про диод была вроде:
Тогда вопрос вообще интересный, откуда Вы знаете например на катод + или — подается, и в принципе что такое у диода + а что такое -?

С помощью какого правила Кирхгофа или решением какого иррационального уравнения нашли неисправности?
До решения уравнений не дошло, но понимание законов коммутации и как ФЧХ влияет например на то что в щитке к которому подключен сварочный выпрямитель горят 1000А предохранители понимание дает. Кто на ТАУ во время учебы клал болт, те курили в сторонке :)
number5
Тогда вопрос вообще интересный, откуда Вы знаете например на катод + или — подается, и в принципе что такое у диода + а что такое -?
Ну вот пришли к тому от чего начали… ) Да не парюсь я где там катод где анод. Тестером смотрю в каком направлении проводит и так подаю напругу. Единственная засада — стабилитрон от диода надо уметь отличать (эти в обратном направлении подключаются)…
Кто на ТАУ во время учебы клал болт, те курили в сторонке
Есть у меня дружок, одноклассник-однокурсник. Вместе за партой сидели. Так вот он моторчику регулятор вращения не приделает. Хоть и ТАУ он сам сдавал (лабы правда по ТОЭ я в основном тянул) на «хор» и «отл». Не всё решает ТАУ, еще и голова нужна. А, и руки — паять он тоже не умеет. )
bot-a-nik
Тестером смотрю в каком направлении проводит и так подаю напругу. Единственная засада — стабилитрон от диода
Ок, к катушке реле подключается постоянное напряжение, защитный диод или картинку или на словах + к аноду или катоду подключаем?

Не всё решает ТАУ, еще и голова нужна
Конечно не все, помимо ТАУ и ТОЭ много еще дисциплин полезных было например курс полупроводниковых приборов дает понимание ВАХ диода что в сочетании со знанием ТОЭ (законов коммутации) где и как его в схеме подключать, к чему мы в процессе дискуссии плавно дрейфуем :)
number5
+ к аноду или катоду подключаем?
Ну да-да. А давайте «обреалим» задачу — реле с диодом залито непрозрачным бокситом и нет документации. Где там анод и катод? ;) Тут тоже в обратном направлении (большее сопротивление по омметру).
Конечно не все, помимо ТАУ и ТОЭ много еще дисциплин полезных
Причем тут дисциплины. Говорю же — за одной партой сидели, один диплом писали. Он так и остался без знаний в радиоэлектронике.
Кстати, в напарниках у меня был электромеханик с образованием техникума — все эти правила Кирхгофа, защитные диоды и силовые подключения индуктивно-емкостных нагрузок им преподавали. Так что тут нет прерогативы ВУЗа.
bot-a-nik
Ну да-да. А давайте «обреалим» задачу — реле с диодом залито непрозрачным бокситом
Во-во об чем я с самого начала речь и вел, цитирую себя любимого:
А так да сервисников умеющих у сотовых экранчики и корпуса менять сейчас пруд пруди им конечно диодные мосты в «паяльник не вперлись» и уж тем более такие предметы как ТОЭ и ТАУ.
В общем мне все ясно, автор топа на все 200% прав, больше вопросов не имею.
number5
Опять подменяете понятия… ТОЭ и ТАУ автором статьи не упоминаются. Ни ТОЭ ни ТАУ не учат рисовать принципиальные схемы и работать паяльником. Хотя конечно работодателям всегда нужен «Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого. Служителя не слишком дорогого?». Только это уже не про «мы потеряли», а «мы раскатали губёшку». ))
bot-a-nik
Ни ТОЭ ни ТАУ не учат рисовать принципиальные схемы
ОК, мне все уже понятно, как скажете не учат, так не учат, пусть будет по Вашему :)
Комментарий был удален
Комментарий был удален