Недовольство рабочих АВТОВАЗа своей низкой зарплатой растет

Операторы ХШО (холодно-штамповочного оборудования), работающие в Прессовом производстве АВТОВАЗа на автоматической линии №4, на днях попытались организоваться, чтобы выразить свое недовольство низкой зарплатой. Как сообщает один из активистов МПРА, после того как эта линия в результате очередных структурных изменений в ПрП стала относиться к другому цеху, зарплата операторов заметно упала. Это и вызвало их возмущение.


— Я общался с рабочими из всех трех смен, и они называли разные цифры. Кто-то получил за прошлый месяц 15 тысяч, а кому-то заплатили 18. Трудятся они, как и раньше, по пять дней в неделю, но, несмотря на это, зарабатывают теперь меньше! В этот понедельник, они дали понять начальству, что выходить в пятницу не намерены. Только за двойную оплату! Среди них есть профессионалы высокого уровня, заменить которых сходу не получится. Иначе это приведет к простою других автоматических линий,- отметил он.

С февраля месяца в ПрП появилась необходимость в том, чтобы выводить рабочих по пятницам. На склад, как это было раньше, производство не работает – запас деталей там минимальный. Поставляются они не только в СКП, но и в Ижевск. Поэтому, пока сохраняется спрос на автомобили «Веста», расстояние до столицы Удмуртии будет существенно влиять на работу ПрП. Устранить дефицит, пригнав пикап из СКП прямо на линию, тут не получится. А брак, выявленный во время сварки, можно назвать катастрофой.

Прессовое постоянно пытается нагнать, успеть и не опоздать. Майские праздники в этом смысле ситуацию обострили. Начальство – когда уговорами, когда угрозами – вынуждает рабочих перерабатывать. В некоторых случаях, людей даже просят остаться на два часа – сверхурочно.

Как все это оформляется документально? Наверное, никак! Это совсем не тот случай, когда руководители прибегают к бюрократии и крючкотворству. Все происходит по упрощенной схеме: мастер шепнул на ушко, рабочий в ответ кивнул, за что получил в награду – дружеское похлопывание по плечу и надежду на лучшее будущее! До следующей расчетки. Но вернемся к пятницам…

Сначала пятницы в ПрП оплачивались в двойном размере, как то предусмотрено законодательством РФ, в случае, если работа осуществляется в выходные или праздники. На АВТОВАЗе, если кто запамятовал, — четырехдневка, и пятница – официально – выходной! Но потом, в марте, возникла практика листов согласия на временное изменение графика сменности. Подписавшие их рабочие, таким образом, изъявляли желание трудиться как обычно, не получая за это дополнительного вознаграждения. Поголовно отказались штамповщики и от возможности просто отдохнуть в майские дни, вклинившиеся среди праздников, подобно сорнякам. Вместо того чтобы получить две третьих от среднего заработка, как остальной заводской люд, дни простоя – 4 и 5 мая — Прессовое, в полном составе, решило отработать – 13 и 20. Внезапно!

Что характерно, многие водители погрузчиков, обслуживавшие линии, были из СКП, в вышеуказанные дни, они официально работали – по совместительству, в цехе 49/1. В ПрП их пригнали якобы на хозработы!

Уборкой города занимались 27-го мая и штамповщики, — каждый за своим прессом. Так решило начальство.

Вышли в эту пятницу и операторы 4-ой линии. Сломить их сопротивление руководителям удалось без особых усилий. Принцип: разделяй и властвуй – в очередной раз, оказался эффективным.

— На броневик я не вскакивал, листовки с призывом к рабочим вступать в профсоюз не раскидывал и пламенных речей не толкал. Так сразу никого не убедишь, что именно объединение в рамках организации, а не стихийное, как в данном случае, способно быть жизнестойким и действенным. Что для решения проблемы нужна координация. В общем, я попытался выяснить подробности происходящего, ну и выразил слова поддержки. Спрашивал, каким они видят дальнейший ход событий. Старался заострить их внимание на отдельных моментах. К примеру, что нельзя вступать в переговоры с начальством – один на один. Это необходимо пресекать сразу. Если мастеру или бригадиру есть что сказать – то пусть при всех! Чтобы и решать можно было всем вместе.

Отчуждение между собой, ребятам, к сожалению, за эти четыре дня преодолеть не удалось. Каждый из них был раздражен поведением других, чем и оправдывал собственное колебание, отягощенное ипотекой или кредитом. В итоге, первых взяли хитростью, а дальше последовала цепная реакция. Никто не пожелал настаивать на своем – и быть крайним. Где им сказали, там они и расписались. Корабли были уничтожены прямо в гавани.

Но я все-таки надеюсь, что опыт, который получили ребята в этой ситуации, не сводится к тому, что каждый из них вновь утвердился в мысли о бесполезности борьбы. Да, это неудача. Да, сплоченность коллектива достигается не сразу. Да, каждый желает добиться чего-то раз и навсегда, а не сражаться каждый день. Да, жертвовать личным комфортом ради солидарности с другими – тяжело… Но разве терпеть – легче? Борьбу нужно продолжать! В будущем для этого много моментов представится. Наживаться на нас, беспощадно эксплуатируя, начальство не прекратит,- рассказывает активист МПРА.

Ко всему можно добавить комментарий наших товарищей из Омска, которым они увенчали в своем ВК-сообществе статью «Настроение рабочих в Тольятти: покорность». Он уместен и в данном случае.

«Знание своих прав и обязанностей дает много – уволить за просто так работодателю вас нелегко. Осложнить жизнь на рабочем месте, как у нас многие считают, тоже проблематично. Противостоять слаженному коллективу, хотя бы в десять человек, которые знают свои права, крайне тяжело. Поэтому первые шаги в преодолении покорности – это общение, чтение, вникание в существующее положение, понимание. Знаешь законы, тактику профсоюзной борьбы, имеешь много товарищей на предприятии – ты уже сила, способная решать вопросы. Возьмите на заметку: пообщайтесь с профсоюзными активистами, поприсутствуйте на открытых собраниях, поговорите с другими рабочими – членами МПРА, подумайте. За это вас точно не уволят! Но может быть это и есть ключ к улучшению жизни?»
Поделиться:

7 комментариев

mixeitol
Профсоюзное движение на ВАЗе труп.
karl_mai
а из-за чего оно труп?! пассивность людей всем виной
Alexei_Napylov
Не только пассивность. Еще и непонимание, что мгновенных результатов профсоюзная борьба не дает. И непонимание того, что профсоюз — не сторонняя нанятая организация, а в том числе и ты сам.
hjk
ЗП — стабильные 250 долларов… это жесткий откат в 90-ые
Комментарий отредактирован: 30 мая 2016, 08:41
guest
На картинке какой-то зомби-апокалипсис.
Нельзя было людей нормально нарисовать?
Aleksashka
Листовка неправильная — пузана жалко, а должно возникать чувство сопереживания и поддержки рабочих в их титанической борьбе за свои права с эксплуататорами. Ох, далеко не каждый может решиться бороться и отстаивать свои права. Недавно узнал, дата праздника солидарности трудящихся 1 Мая связана с событиями в Австралии 1857 года, когда рабочие потребовали уменьшить продолжительность рабочего дня — тогда она составляла для мужчин 14 часов, а для женщин и детей — 9. Ужас!!! Прискорбно, что в России, самой богатой ресурсами территории, в 21 веке целенаправленно создаются условия для возврата к такой продолжительности раб. дня. И такое гадкое ощущение, что не без руководящей роли нашей многоуважаемой власти.
Из плаката сразу понятно, что такое хорошо, а что такое плохо.