Отвертка по-французски

История о том, как глобальный автоконцерн спасал российский автогигант в городе Тольятти и почему это разрушило жизнь десятков предприятий и не принесло прибыли самому АВТОВАЗу Свою версию событий вокруг крупнейшего российского автозавода приводит журнал «Эксперт».


В очередной раз мы наблюдаем, как правительство, будто застигнутое врасплох, в срочном порядке пытается спасти отечественный автопром, сгладив денежными вливаниями проблемы, якобы порожденные циклическими фазами в экономике. И каждый раз эта задача неминуемо сопряжена со спасением крупнейшего автогорода России — Тольятти, практически полностью зависящего от АВТОВАЗа. До 2009 года прямые вливания в тольяттинский индустриальный гигант — миллиарды долларов инвестиций, сопоставимых с R&D-бюджетами мировых автоконцернов, — ожидаемого результата не дали. Тогда было принято решение отдать актив стратегическому инвестору из числа мировых грандов отрасли с расчетом на резкий технологический скачок в развитии отечественной автомобильной промышленности и поставить ему условия по трансферу технологий и уровню локализации. Компетентного инвестора нашли, передали контроль над заводом, дали мощнейшую господдержку (в том числе большими деньгами). Что из этого вышло? Альянс Renault — Nissan, как и все западные транснациональные корпорации, стал действовать исключительно в интересах своего бизнеса. Похоже, он, не справившись с конкуренцией с АВТОВАЗом в самом массовом экономсегменте российского рынка легковых автомобилей, решил его купить и неспешно превратить в дешевую площадку для отверточной сборки своей продукции. Ни о каком трансфере технологий и социальной ответственности за город и речи нет. За пять лет управления АВТОВАЗом франко-японскими варягами российское машиностроение получило двукратное снижение степени локализации автопрома, потеряло более тысячи уникальных технических компетенций, закрыло свыше 250 обрабатывающих предприятий и лишилось 1,4 млн высококвалифицированных рабочих мест. А город Тольятти поставлен на грань социально-экономической катастрофы.

Город контрастов

Путь до Тольятти пролегал через аэропорт Курумоч — новенькую воздушную гавань, отстроенную структурами Виктора Вексельберга с привлечением лучших отраслевых дизайнеров.

Необычно, стильно, оригинально — крученые лестницы, эркеры, много воздуха и по-настоящему хорошей эргономики в архитектуре. На видном месте поставили будку, где можно купить билеты на автобус до ближайших городов — Самары (35 км) и Тольятти (45 км). На стойке будки лежит расписание, которое предвещает недолгое ожидание ближайшего рейса. Обрадовавшись возможности дешево добраться до места назначения (проезд стоит всего 160 рублей), я вознамерился купить билет. «Один до Тольятти», — говорю я полусонным голосом улыбчивой даме в будке. И получаю, пожалуй, самый оригинальный ответ билетерши в истории общественного транспорта: «Не продам, даже не просите». — «Почему?» — «Погодите, сейчас позвоню водителю, узнаю, выехал он из Самары или нет».

Дама поговорила по телефону и сообщила дурную весть: еще даже не выехал, и когда будет здесь, неизвестно.

«Ну когда-нибудь он все-таки доедет до аэропорта? Давайте я куплю билет и дождусь его», — предлагаю я билетерше единственно логичный вариант развития событий. Но получаю еще более оригинальный ответ: «Все равно не могу продать билет. Потому что в автобусе может мест не быть». «И что делать?» — спрашиваю я, уже еле сдерживаясь от смеха. «А у нас есть такси»! — восторженно отвечает дама в будке и торжественно показывает на стойку с шашечками.

Оказалось, что минимальная стоимость поездки на аэропортовом такси до Тольятти составляет 1500 рублей. При том что авиабилет, например до Москвы, стоит всего две тысячи (если покупать его хотя бы за пару дней до вылета). Думаю, что явно дороговато для региона. Естественно, эта цена оказалась почти втрое выше, чем у других перевозчиков (обзвон основных тольяттинских операторов такси показал, что у всех поездка до аэропорта стоит 600 рублей). Но я решил почувствовать себя обычным жителем региона (например, бабушкой, навестившей внуков в столице) и дождаться-таки заветного муниципального транспорта. Полтора часа ожидания в компании удачно оказавшейся рядом очаровательной тольяттинки Оли решили проблему, и вскоре я оказался в местной гостинице. А по пути сумел узнать у своей молоденькой собеседницы много чего интересного. Например, что средняя зарплата в городе сегодня 15 тысяч рублей (это почти вдвое ниже официальной цифры 28 тысяч и даже ниже среднедушевых доходов, подсчитанных на основе масштабного исследования АЦ «Эксперт» — 19,4 тысячи рублей на душу, так что девушка скорее всего ошибается) и что работу днем с огнем не найти, а в аэропорту зарплата процентов на тридцать выше. Практически всю семью Ольги, ранее работающую в компаниях — производителях автокомпонентов, сократили или отправили в неоплачиваемый вынужденный отпуск. Поэтому пять человек, включая трехлетнего брата, пытаются выжить на одну ее зарплату. Впрочем, жутких историй о жителях Тольятти после начала проблем с АВТОВАЗом мы наслышались достаточно. В последней речь шла о бывшей работнице обанкротившегося «АВТОВАЗагрегата» Наталье, отдавшей 2 февраля своего пятилетнего ребенка в детский дом. Женщина объяснила свой поступок тем, что у нее нет средств содержать единственного сына.

Большинство жителей города в разговоре настроены пессимистично: народ в основном высказывает желание уехать, но не знает, куда податься. Коммунальные услуги здесь так же дороги, как и по всей стране: за стандартную двушку семья платит в среднем 5- 6 тысяч рублей в месяц, билеты на общественный транспорт с января подорожали с 20 до 25 рублей, а цены в магазинах выросли за последние два года почти в полтора раза, как и везде. Официально муниципальные власти городского округа Тольятти, как и региональные, рапортуют о низкой безработице — всего 2% населения. Однако, статистика эта (как, впрочем, и везде) не вполне верна. Люди ищут работу не только и не столько через центры занятости. В реальности, как говорят местные специалисты по занятости, на одну вакансию сегодня приходится более шести соискателей.

В целом Тольятти производит впечатление города богатого, зажиточного — его облик внушает мысль об экономической состоятельности, чувствуется дух промышленного центра, а у жителей в поведении прослеживается историческая и даже слегка истерическая гордость за свою малую родину. Улицы широкие, дороги и тротуары относительно чистые, много магазинчиков разного формата, заведений общепита на любой вкус и кошелек, парк аттракционов для детей и даже кукольный театр. Для 700-тысячного города концентрация городской инфраструктуры и различных объектов малого бизнеса впечатляет, что подтверждается и статистикой мэрии: 51% экономически активного населения города трудится в субъектах малого и среднего предпринимательства. Однако даже поверхностный опрос руководителей кафе, парикмахерских, магазинов (36 человек) показал, насколько плохо обстоит дело в тольяттинской экономике. «Выручка упала в два с половиной — три раза. Сегодня, несмотря на предпраздничный день, всего шесть человек пришло. Улицы пустые. Чем оплачивать аренду за следующий месяц, непонятно», — говорит Гульнара, директор салона красоты, расположенного прямо у главной городской площади и мэрии. Почти половина опрошенных планирует закрывать свой бизнес. На вопрос о причинах столь резкого спада спроса люди говорят в основном о скрытой безработице на заводах автопрома: работников официально не увольняют, но и зарплату не платят. За две недели моего пребывания в Тольятти это утверждение подтвердилось — в городе обнаружились десятки предприятий, реально не работающих, но ни процедур банкротства, ни сокращений персонала не проводивших. По оценке экспертов Центра трудового мониторинга, реальная безработица, включая скрытую, здесь находится на уровне 18%. Кроме того, примерно у 30% работающих существенно сократились зарплаты, а почти половина испытывает на себе задержки выплат. Учитывая все эти факторы, нетрудно сделать заключение, что сокращение платежеспособного спроса у населения Тольятти просто катастрофическое.

В последнюю неделю 2015 года в Тольятти статус безработных получили 626 человек, трудоустроены же были всего 98. По данным городского центра занятости, уровень регистрируемой безработицы составляет 1,83%, или 7948 человек. Но официальные данные не отражают реальной картины происходящего. «Практика показывает, что через центры занятости пытаются найти работу около 30 процентов соискателей. Большинство же на учет не встают, не веря в возможности государственной системы распределения трудовых ресурсов», — отмечает генеральный директор тольяттинского агентства «Персонал плюс» Инна Сенчина.

За решение проблемы в прошлом году активно взялись региональные власти. На мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в 2015 году было направлено 795,5 млн рублей, из которых 676,2 млн — средства федерального бюджета. По данным отчета регионального министерства труда, деньги были освоены на 99,4%, программой были охвачены 17,6 тыс. человек. Однако город этого не заметил. До кризиса 2009 года из 287 тысяч человек экономически активного населения Тольятти 121 тысяча, или 42,1%, работала в АВТОВАЗе; еще 78,6 тысячи человек, или 27,4%, трудились на местных предприятиях автопрома, работающих по контрактам АВТОВАЗа. То есть прямо или косвенно 69,5% работающих жителей города были заняты на автомобилестроительном гиганте. Сейчас эта цифра уменьшилась, причем непропорционально ни объему сокращения рынка легковых автомобилей экономсегмента, ни даже по отношению к изменению объемов производства тольяттинского автогиганта. На самом АВТОВАЗе с 2008 по 2016 год количество работающих уменьшилось в 2,6 раза, до 47,6 тысячи сотрудников, а в его периферии, если не учитывать «мертвые души» на предприятиях (числятся, но де-факто не работают) — в 3,3 раза, до 26,2 тысячи человек. Именно такую мрачную картину мы обнаружили, исследовав работу как самого АВТОВАЗа, так и 47 предприятий — АВТОВАЗовских контрактников города, обеспечивающих отгрузку более 84% товаров для Волжского автозавода в денежном выражении…
__________________________________________________________________
Полный текст на сайте "Детали-Авто".
Поделиться:

30 комментариев

turandot
Очередной мрачный текст и общие фразы про Тольятти от журналиста, который, как я предполагаю даже не выехал из Москвы
de_Gauss
Очередной мрачный текст и общие фразы про Тольятти
На самом деле у нас всё зашибись и жители города массово сожалеют, что у нас не резиновая, денег вложить не куда, приходится просто в мусор выбрасывать.

ЗЫ. Не там Москва-сити построили, не там! :))
number5
Ну хотя бы цыфры какие-то где-то пособирал. ))
а в аэропорту зарплата процентов на тридцать выше.
А мне говорили, что под полтос. Но режимный объект — не каждый захочет жить под колпаком.
iowa
Самая лучшая, приближенная к действительности статья
guest
Согласен, статья максимально приближенная к действительности, а главное, посыл федералам, дайте бабок, а то будет плохо. И это правильно.
pofig
ну и с этим соглашусь)))))дайте бабок… весь смысл статьи… и да… то что ваз с 90х(25 лет) гробили сами это нормально… а то что швед вывел ладу в ряды моделей мирового уровня… ну да ну да… бабла вкиньте, еще…
number5
швед вывел ладу в ряды моделей мирового уровня
Вы ап чем? Разве это швед владел торговыми марками Ниссан (Датсан) или Рено (Логан)? Или «положил окурок в карман мастеру» равнозначно продаже 10 автомобилей в Европу? ))
pofig
весту сейчас ставят в ряд вместе с солярисом-прямой конкурент… окурки))))))вы и видите только окурки))))))представь у тебя магазин и на полу валяется окурок, а чел который отвечает за эту секцию тебе в рыло улыбается ты чо сделаешь?
number5
весту сейчас ставят в ряд
совместных разработок. С учетом того, что КБ ВАЗа швед успешно разогнал, его заслуга тут не просто нулевая, а отрицательная.
ты чо сделаешь?
Я не дворник, в отличие от Бу, чтоб мусор убирать. ) Либо уборщика поменяю, либо охранника. Но опускать до уровня рассовывания бычков — не моё.
pofig
ну вот он и уволил всех уборщиков…
про разгон КБ… ситуации не знаю но не думаю, что там было все круто и четко, раз разогнал значит заслужили… знаю ситуацию по вмз… конструктора не заслужили… а вот руководство способствовало… результат только один…
mrachello
Я не дворник, в отличие от Бу, чтоб мусор убирать. ) Либо уборщика поменяю, либо охранника. Но опускать до уровня рассовывания бычков — не моё.
А я вот по своей территории когда иду или по цеху и вижу валяется что нибудь всегда уберу. Потому что, как минимум перед клиентами неудобно, да и самому неприятно.
pofig
я б в рыло дал а не в карман положил… хотя нет… просто уволил и всЁ, по собственному или за нарушение трудовой дисциплины…
Aleksashka
Гражданин с замашками помещика, однако.
А вдруг в ответ
в рыло
?
просто уволил и всЁ, по собственному ...
Нонсенс, по собственному можно «уволиться», но не «уволить».
За мелкое единичное нарушение трудовой дисциплины уволить тоже невозможно.
Комментарий отредактирован: 22 марта 2016, 12:07
pofig
Вы видно не из россии… здесь в россии… по собственному увольняют… бу вон тоже по собственному уволили…
pofig
ок… представьте что сплюнули у вас дома на свежепомытый пол…
Aleksashka
Ну, дом это совсем другое дело, однозначно
… в рыло...
pofig
а у него дом это работа… он там жил.
number5
он там жил
А надо было работать, а не жить.
Aleksashka
Если так, то он извращенец (извращение — противоестественное поведение, ненормальность Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой). Брать пример с извращенцев — чревато.
pofig
трудоголик и есть болезнь вы правы… но она сильно поощряется а в его случае была проста необходима…
Aleksashka
Дык, надо было это людям объяснить сначала, мол: Я немного того ..., моя работа — мой дом, а потом уже подчинённым в карманы окурки да бумажки пихать, глядишь и Бокк бы за грудки не хватал.
pofig
В муниципальном секторе экономики Тольятти идут «скрытые» сокращения

По информации TLTgorod, эту проблему обозначил на заседании городской думы депутат Борислав Гринблат.
На заседании думы обсуждался вопрос о ситуации, сложившейся в сфере занятости населения. Директор Центра занятости населения по городскому округу Тольятти Владимир Багаев рассказал о том, как обстоят дела, и о мерах, которые принимаются для снижения уровня безработицы и для социальной поддержки людей, потерявших работу.
Заместитель мэра Алексей Бузинный рассказал о работе по созданию ТОР, к 2020 году за счет этого направления предполагается создать 6,5 тысяч новых рабочих мест. Он также затронул тему обеспечения людей временными общественными работами. На эти цели будут выделяться средства из федерального бюджета, а областной будет участвовать в софинансировании. Суммы, которые будут выделены Тольятти, пока не называются. Но, скорее всего, большая часть этих средств будет направлена на ВАЗ. Тем более, что и завод делал заявку.
Но если коммерческий сектор находится под бдительным контролем всех уровней властей, то муниципальному сектору, похоже, такого пристального внимания не уделяется, хотят и в нем трудится немало горожан. Как заявил депутат Борислав Гринблат, в муниципальном секторе наблюдаются негативные процессы.
— Тут увольняют по собственному желанию, без сокращений, — констатировал Гринблат. – Однако в данном случае ключевое слово «увольняют».
По сути дела, сотрудников под давлением вынуждают писать заявления на увольнение. А в этом случае нет никаких пособий. В УК № 4, по данным Гринблата, в два раза сократился персонал. Такая же тенденция в «Лифтэлектросервис». Мэрия оптимизирует муниципальные учреждения, в итоге люди теряют работу и не могут ничего найти взамен. Депутаты решили запросить из мэрии информацию по муниципальному сектору экономики и в дальнейшем будут более детально рассматривать этот вопрос.

tltgorod
Комментарий отредактирован: 24 марта 2016, 10:02
pofig
Про вмз писал… завод убили сами, швед вообще не причем… для того чтоб он работал в ноль емунужно былы заказов на 4 лярда… последний шанс у завода был когда был аукцион на поставку линии на новую шевинива… на вмз просто забили, корейцы выиграли…
karl_mai
явно заказная статейка,
а закончилась видимо словами того, кто заказал
pofig
чемезов сказал кто заказчик… прямо без всяких выкрутасов
guest
Сами же хаяли ВАЗ за Жигули образца прошлого века, сейчас пошли с конвейера просто нормальные обычные машины для жизни - опять плохо...
Gertruda
Из-за высокого спроса АвтоВАЗ почти удвоил выпуск Lada Vesta

Подробнее на РБК:
www.rbc.ru/business/23/03/2016/56f1df799a79478f5a10a5bd?from=main
BigJeck
Круто! Ах да, Ижевск…
Gertruda
В том и дело. Вопрос, какого хрена?((