Маршрутки Тольятти: терроризирование льготников пока неизбежно экономически

В мэрию Тольятти уже второй год регулярно поступают жалобы на водителей маршруток, которые пытаются «выбросить из салона» льготников, осыпают их нецензурной бранью, проезжают мимо пенсионеров на остановках, провозят школьников две-три лишних остановки. Это, конечно, отвратительно. Но, благодаря проведенной мэрией города транспортной реформе, неизбежно. Дело в экономике, которая гораздо важней всего остального.


В мэрии и «Процессинговом центре пассажирского транспорта» (последний «откусывает» более 10% оборота за «обслуживание транспортных карт», характерно, что точную цифру представитель ПЦПТ в дискуссии так и не назвал) говорят, что водители маршруток и владельцы маршрутов либо идиоты, которые не хотят получить те же (ну, «почти те же») 25 рублей за поездку безналом, либо же «мафиози, отмывающие нал», которым проведение части оплаты «по-белому» только навредит. Это, естественно, бред.

На оплату по безналичному расчету даже малый бизнес переходит очень активно. Например, небольшие кафе, магазинчики разливного пива. Понятно, оплата идет банковскими, а не транспортными картами. Банк «отщипывает», в зависимости от оборота, до 3% суммы в качестве комиссии. Понятно, это не 10%, и это намного выгодней в плане числа обслуживаемых клиентов, которые, потребуй от них прогуляться до банкомата, от покупки откажутся.

Что с маршрутками? Минувшим летом на круглом столе в мэрии представители компаний-перевозчиков сообщили: в конечном счете при «белой» работе с картами несколько месяцев спустя за поездку льготника будет перечислено 12 рублей (вместо 20 по тарифам 2015 года). Цифра вполне похожа на правду — будь итог ближе к 20 рублям, льготников возили бы без проблем.

Однако что на деле? В мэрии и ПЦПТ говорят примерно следующее: «Ну, 12 рублей в любом случае лучше 0». Однако умалчивается то, что варианты «0 или 12» не единственные. Есть еще вариант, гораздо более выгодный: затерроризировать льготников так, чтобы как минмум 60% из них перестали даже пытаться использовать карты. Тогда у тебя будут те же 12 рублей с поездки, но сразу, а не через несколько месяцев. И без затрат на валидатор. Ну а если затерроризировать больше 60%, это вообще выгода без разговоров.

Легко ли заниматься таким террором? Вполне. Как правило, регулярно пользующиеся общественным транспортом пенсионеры являются работающими, и, как школьники и студенты, пытаются попасть примерно в одно и то же время в маршрутку одного-двух маршрутов. Так что, когда водитель говорит: «Я тебя запомнил!»- он не врет. Льготнику, конечно, можно просочиться в дверь вместе с группой других пассажиров, но, если он вдруг один, мимо него маршрутка проедет. Или, как отмечено выше, провезет его одну-две лишних остановки. Водитель «не услышит» просьбу остановить. Наконец, просто ругань никто не отменял, а она очень расстраивает людей, не обладающих достаточным уровнем здорового цинизма.

Наказать водителей возможно только в теории — на практике этого не происходит. Реальных рычагов давления на перевозчиков у чиновников нет, и не похоже, чтобы это их беспокоило.

В итоге водители оказываются в ситуации, когда вести себя прилично и уважать льготников с картами попросту невыгодно. От них де-факто требуют исполнения взаимоисключающих параграфов. «Водитель обязан быть вежливым с пассажиром. За отсутствие матерной брани в адрес каждого десятого пассажира штраф — 10% от премии».

Водители, конечно, ведут себя очень неправильно, когда терроризируют льготников. Однако действуют они так по чисто экономическим причинам. Если бы мэрия, устраивая транспортную реформу, действительно планировала полностью возмещать перевозчикам затраты на льготников, никаких проблем не возникало бы. Однако мэрия, назовем вещи своими именами, заведомо рассчитывала перевозчиков в этом вопросе «кинуть», что и продолжает делать, отказывая им в полном возмещении. Заложниками же ситуации оказались льготники.

Еще раз, тезисно. Мэрия Тольятти, проводя транспортную реформу, допустила следующее:

1) Не заинтересовала и даже не пыталась заинтересовать перевозчиков в нормальном обслуживании льготников экономически;

2) Заведомо зная об этом, не озаботилась возможностью реального применения к перевозчикам внеэкономических, карательных мер принуждения к нормальному обслуживанию льготников;

3) Посоветовала сталкивающимся с агрессией водителей льготникам жаловаться в мэрию. Далее пункты «жалуйтесь в мэрию» и «мер принуждения нет» гоняют друг друга по кругу.
Поделиться:

68 комментариев

ztp2508
А можно вопрос по теме маршруток? Как оплачивается у нас в городе проезд детей с 7 до 12 лет, правда или нет, что 50%? И я не поняла какая зависимость скидки по оплате и разрешением проезда с местом или без места.
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 08:54
Alexei_Napylov
Должно быть 50% при предъявлении свидетельства о рождении, даже если на отдельном месте сидит. Вот по этой теме потом газеты отписывались официально, что да, 50%.
ztp2508
Я помню про лето 2015-го. А как сейчас? Кто-нибудь возит детей или внуков в маршрутках за 50%? Все ли водители нормально реагируют? Если отказывают везти за 50%, то на какое постановление ссылаться?)
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 09:06
uuuuuuu
Ни на какое.Нет такого для общественного транспорта, потому как в этом транспорте сейчас есть стоячие места.
ztp2508
Вот что нашла в «Открытом городе»:
551102: ПОВТОРНО оплата проезда детей 7-12 лет
Мной получен ответ на обращение 551007 касательно стоимости проезда детей 7-12 лет: Содержащееся в Уставе право пассажира на провоз двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с оплатой не более чем 50% провозной платы распространяется на транспортные средства, в которых запрещена перевозка без предоставления отдельных мест для сидения. В настоящее время на регулярных маршрутах городского пассажирского транспорта не запрещена перевозка детей без предоставления им отдельных мест для сидения, то есть проезд детей в возрасте от 7 до 12 лет в городском пассажирском транспорте оплачивается полностью.
Это просто бред. Получается, если ребенок должен сидеть на отдельном месте, то я плачу 50% стоимости, а если он будет сидеть у меня на коленях, на голове, на плечах, то я плачу по полной программе 100%. Где написано, что у нас в ТОЛЬЯТТИ не запрещена перевозка детей без предоставления им отдельных мест для сидения. Какой номер документа???? Также не ясно распространяется ли данный закон на маршрутки, и если да то на какие номера???? [скрыть]
Рогозина Ольга 27.01.2016 Взято в работу
Комментарий отредактирован: 4 февраля 2016, 22:01
klinke
А с детьми до семи лет действительно бесплатно можно ездить по закону в маршрутках?
Alexei_Napylov
С меня ни разу денег не просили за почти шесть лет. Даже если ребенок (при наличии других свободных мест) сидел отдельно.
ztp2508
До семи лет — точно можно. А после семи за 50%? Кто-нибудь имеет опыт?)
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 09:24
klinke
А вообще эти плачи Ярославны про то какие бедные водители маршруток неуместны. Они не хотят пользоваться валидаторами, чтобы не отследили пассажиропоток даже эмпирически. С теневыми деньгами конечно лучше. Могли бы водилы и помолчать, а то ведь закрутят им гайки обяжут и детей малых возить бесплатно, и налоги платить.
andrey
а то ведь закрутят им гайки обяжут и детей малых возить бесплатно, и налоги платить.
не закрутят, потому что владельцы бизнеса маршруток сами кому угодно закрутят по самое не хочу. Им по фигу и мэр и губер и менты…
klinke
Двумя словами владельцы бизнеса — уважаемые люди
Alexei_Napylov
Да причем здесь, бедные они или нет? Тут вариантов всего два: либо им выгодно возить льготников по картам, и они это делают ради пряника, либо им это невыгодно, и нужен кнут. В ситуации же «ни пряника, ни кнута» дураков нет стараться.
Они не хотят пользоваться валидаторами, чтобы не отследили пассажиропоток даже эмпирически.
Не отследят. Льготников меньшинство в любом случае. Это раз. Водителям/владельцам «белая» оплата не грозит ничем. Это два.

Они вообще могут даже дописывать «серые» доходы к «белым» для отчетности. Все равно будет выходить с учетом затрат на ГСМ/запчасти и т.п., что налоги платить не с чего.
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 09:47
guest
По моему пора вмешаться в дело перевозки маршрутками льготников ПРОКУРАТУРЕ!
Dmitriy
Она и вмешается, когда однажды родственник льготника покалечит наглого водятела.
number5
По поводу «буржуинов-водителей» повторю. Уже 2-я инстанция суда в декабре прошлого года подтвердила решение СамУФАС, что требование провоза льготников выставлено мэрией незаконно. Ну или в незаконной форме, в общем суть одна — вина мэрии, а не перевозчиков.

Скорее всего мэрию обяжут выполнить предписание УФАС и отменить провоз льготников у коммерсов по картам ПЦПТы. Вернемся к схеме 2014-го года «Инвалидам и ветеранам ВОВ 1 место — бесплатно».
Alexei_Napylov
Вообще, если все так шоколадно, как говорит мэрия и ПЦПТ: «Вы прогоняете льготную карту через валидатор, вам деньги возвращаются потом», почему бы тогда не перейти на прямую оплату банковскими картами? В Москве вовсю уже это применяется.

Пусть льготник тогда сразу водителю через терминал со своей карты платит 25 рублей (3% комиссии банк заберет, ладно), а льготнику потом перерасход месячной стоимости безлимитного проездного компенсируется.

Точно так же, как компенсируется часть платы за детский сад. «Сначала заплати, потом вернем». Но почему-то такая схема в отношении перевозок неинтересна. :)
Mefistofile
водитель отдаёт 5к наличкой за выход на рейс в день, что выше забирает себе. Каждый день. Зачем ему карты?
Alexei_Napylov
«Курьер возит пиццу, зачем ему карты? Официант обслуживает клиентов, зачем ему карты? Продавец разливает пиво, зачем ему карты?»

Никаких особых проблем с перечислением части выручки по безналу нет.
Mefistofile
Курьер не платит за возможность работать. Он получает з/п+ ГСМ.
Водитель маршрутки ПЛАТИТ за аренду маршрута в день, ему что открывать ИП, расчетный счет, покупать терминал? Зачем?
Alexei_Napylov
У выигравшего конкурс ООО или ИП есть расчетный счет. Проблем перечисления выручки за льготников туда не просматривается.
artyom
Как вы предлагаете фиксировать факт провоза льготника? Или каждому из бюджета просто по миллиону зачислять на расчётный счёт?
Alexei_Napylov
Есть карта, оформленная на льготника. С нее проходят платежи на счета, принадлежащие компаниям-перевозчикам и имеющиеся в договорах. 270 рублей — то, что пенсионер в месяц должен закидывать на счет. Если потратил больше (при оплате на счета перевозчиков) — ему их компенсируют.

Предвижу вопрос: «А вдруг он будет прогонять банковскую карту 100500 раз у водителя? Как от этого защититься?» Видимо, так же, как защищаются от прогона 100500 раз транспортной карты. Лучший вариант — установить не норму «катайся, сколько хочешь», а, например, максимум 60 поездок в месяц для льготника. Все остальное без возврата, за свой счет.
artyom
100500 раз прогнать не получится, так как время фиксируется. Плюс камеры ещё есть.
А вообще монетизацию льгот вы предлагаете. Тогда вообще карты не нужны. Каждому льготнику вместо льгот выдать 60*25=1500 рублей и пусть тратят их на своё усмотрение.
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 13:28
Mefistofile
Туда нет, водителям ничего не перепадёт из тех денег. Почему — выше я уже написал.
Alexei_Napylov
Что мешает водителю отдавать меньше за выход? На сумму, полученную с льготников? Что мешает владельцу маршрута от этого отказываться? Разница между налом и безналом давно уже стирается. Ну, пусть «безнальные» 25 во взаимоотношениях водителя и владельца за 20 считаются.

Не надо думать, что это какой-то абсолютно дремучий, древний рынок.
Pirano
Алексей, вы книжки про Штирлица читали? «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Нежность», «Майор «Вихрь», ну и конечно «Семнадцать мгновений весны»?
«Что мешает водителю отдавать меньше за выход?»
А что мешает вам перевоплатиться в одного из водителей маршруток? Совершить карьерный рост, проникнуть в администрацию таксопарков? Раскруть всю их подноготную людям…
А потом, когда выйдите из больницы, если выйдите конечно, написать замечательный сценарий, снять фильм о вашей беззаветной борьбе за интересы пролетариата.
Подскажу: Вам будет необходимо создать профсоюз водителей и установить балланс между интересами льготников, водителей, их хозяев и простых пассажиров.
Удачи, Алексей на этом поприще.
Жду вашего ответа, как соловей лета.
Alexei_Napylov
Передернули, обрезав цитату (отдавать не просто меньше, а меньше на сумму, полученную безналом). И поехали опровергать тезис, который никто не высказывал.
Pirano
Ммой ответ вовсе не передергивание. Именно отсутствие сплоченности является причиной того что " мешает водителю отдавать меньше за выход? На сумму, полученную с льготников? Что мешает владельцу маршрута от этого отказываться?(вот вся ваша мысль)". В своём посте я предлагаю заняться вам устранением этого недостатка.
Alexei_Napylov
Ну то есть водитель купил валидатор, пришел к владельцу. Давай, говорит, тебе на счет буду деньги со льготников кидать. А владелец: «Нет, ни в коем случае!» Так, по-вашему? А зачем?
Pirano
А откуда на счету у водителя деньги со льготников через валидатор? длчя этого ему нужен договор с ИТТЦ и потом уже счёт куда будет капать деньга. и теперь уже он хозяин и другие хозяева зачем в этой схеме.
Алексей вы что то путаете…
А я бы всё-так хотел увидеть вас в роли интеллектуала Штирлица.
Согласитесь фраза «Алекс-Юстасу» сразу обретает смысл. )
Alexei_Napylov
А откуда на счету у водителя деньги со льготников через валидатор?
Не у водителя, а у юридического лица, выигравшего конкурс на обслуживание маршрута.
Pirano
Тема киносценария не раскрыта )
Alexei_Napylov
Вот, кстати, пример. Такси могут работать по безналу. Платежи с фирмы, сотрудники которой этим такси пользуются, идет на счет ООО. Водителю, которому досталась безнальная поездка, просто зачисляют ее стоимость в «диспетчерские». Ноль проблем.
Mefistofile
Алексей, реально не понимаете или из принципа спорите? Водитель пришел к хозяину с валидатором и пошел на йух, а на его место пришел другой. Вот и вся схема.
Alexei_Napylov
У нас сотни невостребованных водителей с собственными автобусами? Перевозки — просто бизнес, как и все прочие. В нем то, что имеет экономический смысл, будет использоваться. Что не имеет, будет отвергаться.
artyom
Значит 102 маршрут экономически не имеет смысла.
Mefistofile
собсвенных автобусов нет почти никукого, есть те кто вяз лв кредит на двоих и те кто берёт у хозяина на прокат. В обоих случаях посланные на йух остаются без денег.
Alexei_Napylov
Вы так и не разъяснили мотивы посылания. «Они там все бандиты и ОПГ, которым только бы арматурой кому ноги поломать»,- версия, не очень годящаяся для современности.

Местами, кстати, валидаторы появились. Но очень местами.
Комментарий отредактирован: 4 февраля 2016, 08:18
Mefistofile
Еще раз. Водители работают по принципу — заплатил за маршрут, за автобус — сколько заработал в день, столько и получил. С валидатором, даже если хозяин не против будет выводить деньги с счета и отдавать водителям их долю, водители дождутся денег раз в месяц, а платить им нужно каждый день.
Alexei_Napylov
С валидатором, даже если хозяин не против будет выводить деньги с счета и отдавать водителям их долю, водители дождутся денег раз в месяц...
И в чем проблема-то, что раз в месяц? Я выше приводил аналогию с такси по безналу и зачислением водителям диспетчерских. Что тут не так?

Можно было бы понять логику, если владелец ООО, контролирующий маршрут, вчерашний бандос, который пистолетом и добрым словом делает бизнес только на маршрутках. Но это ж вполне цивильный уже бизнесмен, у которого куча других ООО и бизнесов, бухгалтера и прочие. Бумажку оформить, использовать валидаторы вообще не проблема.

Но только ЕСЛИ ЭТО ВЫГОДНО.
artyom
Ну вы же сами выше пишите, что местами валидаторы появились. Значит выгодно.
Alexei_Napylov
Только в 127-х вроде как замечены. Вполне возможно, с повышением тарифа до 25 рублей это начинает иметь смысл. Ну, или это пиар-акция нацелившегося в какую-нибудь думу владельца маршрута. :) В любом случае, хорошо, конечно.

Никаких проблем не было бы и все бы обзавелись валидаторами в первые месяцы новой системы, будь в итоге возврат средств транспортникам в пределах 90%. Срезать же почти половину и надеяться на искреннее понимание не годится никуда.
Pirano
Очень похоже на то как мошенники нанимают на работу в кризис и не только. Оплатите обучение, приобретите тото, сёто… Вымогательство налицо.
klinke
Не хотят они светить денежный поток ни банковскими, ни какиминибудьеще картами. Этих рвачей только на кол сажать,( можно даже на раскаленный). Одного-двух посадить, остальные побегут в очередь за валидатором. (шутка, если что)
uuuuuuu
«Вам шашечки или ехать?».Вот основной вопрос современности, даже не «Быть или не быть».))
klinke
Семье из трех человек лучше шашечки такси :) стоимость поездки та же, а пользы больше!
uuuuuuu
С шашечками быстрее\комфортнее едет?
klinke
Конечно, и главное еще никто из водил такси не жаловался на невысокую стоимость поездки для пассажира, шум поднимал только владелец самарского такси. Как говорится кто громче всех кричит? Так и наши газелисты, на пустом месте раздули. Нет, надо всё-таки фискалам ими заинтересоваться с пристрастием, надо. (голосом Папанова)
GPetrovitch
Я понимаю так, что в действительности власти делают вид, что пытаются упорядочить автобусные перевозки. А на самом деле, ничем подобным не занимаются. Водитель маршрутки обязан обилечивать пассажиров, в противном случае, это налоговое правонарушение. Если провести такую же комплексную проверку Роспотребнадзора, как это делается на всех крупных предприятиях со всеми вытекающими штрафами и делами по неуплате налогов, то автобусные перевозчики сами прибегут к мэру с челобитной и желанием закупить терминалы. А там не то что есть за что зацепиться, так увязнешь в нарушениях:
1. 90% Водителей официально не трудоустроены или устроены на неполный раб.день
2. Ни на одного водителя не заведен паспорт здоровья с обязательным прохождением медкомиссии.
3. Водителю автобуса запрещено находиться на работе более 8 часов. Работодатель обязан обеспечить двухсменный график с пересменкой днем, как это делается в ТПАТП.
и т.д.
А вот почему власти не хотят навести порядок преднамеренно, остается только догадываться.
Комментарий был удален
Alexei_Napylov
Я думаю, тут все просто. Применение всех этих мер приведет либо к росту стоимости проезда в маршрутках (резкому), либо к уходу их с работы на городских рейсах. Муниципалы сделать лихой маневр и заменить маршрутчиков пока не в состоянии. Поэтому никто не лезет. Типа, раз работают худо-бедно и держат цену проезда на уровне муниципалов, и ладно.
GPetrovitch
Не успел посмотреть, что вы удалили. Но как я понял, Вы уже сами ответили и на мое предложение, и на саму проблему. От сюда получается вывод, что власть в городе бесдействует.
artyom
Их могут заменить регионалы.
Alexei_Napylov
Но не заменяют же. А мэрия не спешит, как грозилась, расторгать контракты.
artyom
Сейчас не заменяют, потому что городских хватает. Хотя количество регионалов заметно возросло (303), а некоторые маршруты просто заново родились (331).
mixeitol
Старые ***уны заполнили все маршрутки. Ещё даже не все подтянулись, может кто не в курсе. Я, как пользователь маршруток против всяких льгот для стариков. Внедрение льгот мэрией, мягко говоря, странное, как впрочем и вся работа тольяттинской мэрии.
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 19:08
zasada
А на чем ***уны должны ездить, если автобусов нет, а маршрутки теперь муниципальный транспорт?
mixeitol
Есть автобусы.
zasada
Ну так и ездите сами на автобусах, раз они есть, почему Вы другим указываете, на чем им ездить.
mixeitol
Поправьте корону. :) Кто вам сказал, что вы можете кому-то указывать где ездить? вы можете съездить, например, туда.
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 19:34
guest
А когда в маршрутку заходит облезлый бомжара и говорит: Брателло, я проеду, денех нету,,
а водитель маршрутки: г-но вопрос, езжай. Я тоже против, почему я должен платить, а это ЧМО нет?
Mefistofile
В Омске чтоли сожгли машинку комерсу, который поднял стоимость за проезд до 20руб.00коп.
Комментарий отредактирован: 3 февраля 2016, 20:25
artyom
А в Петрозаводске уволили мэра, который снизил стоимость проезда.
May
А 131 маршрут, который с прошлого года стал «муниципальным» с нового года возит по 27 руб между районами, вместо должных 25. Объявления о стоимости проезда в салонах висят открыто)
Alexei_Napylov
131 не контролируется муниципальным транспортным предприятием, так что имеет право теперь любой тариф ставить.
May
уже не контролируются? в прошлом году на одной машине даже валидатор установили, видела как водитель принимал карты… и цена была одна по всем районам… что то поменялось?
Alexei_Napylov
Коммерсы выиграли в суде у мэрии в конце прошлого года, теперь у них есть право устанавливать тарифы самостоятельно.
May
Понятно, спасибо)