Загадки финской школы: меньше учишься - больше знаешь?

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.
Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней
– нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
– верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.
В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.
Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования
1. Равенство:
– школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
– всех предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
– родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
– учеников.
Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.
– учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.
– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).
2. Бесплатность:
Кроме самого обучения, бесплатны
– обеды
– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность:
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
– Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
– Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность:
Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие:
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
С этим принципом тесно связаны два других:

6. Добровольность:
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

7. Самостоятельность:
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.
Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

1. Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.
Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».

2. Чему учимся?
1–2 кл.:
изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 кл.:
начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.
7–9 кл.:
финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

3. Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Наталья Киреева, Хельсинки Оригинал статьи здесь
Поделиться:

48 комментариев

andrey
Статья вся не вместилась сюда, полностью можно прочитать по ссылке.
solnce
Очень интересная статья. Спасибо).

Запомнилось
Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое».
andrey
Да, статья неплохая. Мне тоже понравилась и поэтому решил для других выложить.
ztp2508
самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
Вот это всё — самое главное. Да. Нашим школам такого никогда не достигнуть. У нас к огромному перечню минусов в процессе обучения добавилась очередная глупость: электронная запись в первый класс. *Тьфу, хочется выругаться на тех кто это придумал))) Я к этому дебильному моменту (8 -00 27 января) уже усиленно готовлюсь: тренируюсь на скорость заполнять заявление...))) Считаю (и это моё ИМХО хрен кто оспорит) введение такой регистрации очередным идиотизмом чиновников: тупо превратили торжественный поход в школу для записи в первый класс в мандраж родителей и вот таких бабушек как я. )))
solnce
А мне понравилось, что дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями учатся в школах со здоровыми детьми. Они с детства понимают, что являются частью общества. Им проще потом вливаться во взрослую жизнь.
Alexei_Napylov
У нас тоже такое вполне реально. Сейчас выложу материал из сегодняшней «Площади свободы».
ztp2508
Прочитала статью про незрячую девочку. Нет, Алексей, этот отдельный случай не то же, что в финских школах. Здесь девочке-инвалиду условия для обучения создаёт куча родственников, а там — государство. Почувствуйте разницу.
solnce
Здесь девочке-инвалиду условия для обучения создаёт куча родственников

Материнский подвиг.
number5
И где спрос на финских ученых и научных работников? Где завалы патентами от финов?
согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний.
А вот это уже враньё! Исследований от 2015 года еще не было, а по итогам 2012-го у финов лишь 7е место. Традиционно первые — Китай и прочие азиаты Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань.
andrey
мы-то там на каком месте?
Alrisha14
Да, а позаимствовали они многое из советской системы образования.
andrey
Да, а позаимствовали они многое из советской системы образования.
значит что-то мы растеряли?
Alrisha14
К сожалению это уже не открытие. Один русский чего стоит, ztp вот меня одно время прям забодала с Вырвипупом. А где он? Не заболел надеюсь.
ztp2508
А теперь ztp не бодает? )))
Alrisha14
Может я пропустила, а может Вы с кем другим бодались))). А где же Вырвипуп, Вы же все знаете.
ztp2508
Его с 15 января не видно.
Limonad
Видимо забодали окончательно, щас в соседней темке еще Ангри забодают.
Nonstop
Видимо забодали окончательно
ага, забодали! Рога ещё не выросли забадывать ))) Появится. Дела у него.
ztp2508
:)
Комментарий отредактирован: 23 января 2015, 11:10
Nonstop
Подтверждаю: написанное — правда. У нас приятель близкий из Петрозаводска, этнический финн, уехал в Раахе с женой. Младший родился там. Антти много рассказывал об образовании детей. Отличное образование, бесплатное. Всё есть, учебники бесплатно, классы маленькие. Дети треплются на трёх языках: русском, финском и английском. Отличные возможности и перспективы. Завидую.
uuuuuuu
Мне не понравилось.Лажа какая-то.Оно конечно нон схоле сэд вите дисцимус, но уж очень тупая вита должна быть.Готовят бюргеров.Кнутье, по нашему если сказать.
andrey
Лажа какая-то.Оно конечно нон схоле сэд вите дисцимус, но уж очень тупая вита должна быть.Готовят бюргеров.Кнутье, по нашему если сказать.
А нормальным русским языком сможешь написать? )))
uuuuuuu
Пишу.Меня эта статья не вдохновила.Упрощение обучения в школах-это путь в болото.Да и доверия восторженным дамским статьям-мало.Так подойдет?))
andrey
более понятно ))
uuuuuuu
Не в финской школе же учился!))
andrey
Меня эта статья не вдохновила
а на что она должна вдохновить? Это для информации, как в проклятом западе учат бедных детей. ))
uuuuuuu
Монтессори и протчее.Оно должно вдохновлять.Да.))
Limonad
Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе
Спорно.
религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует
Однозначно плюс.
школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся,
На мой взгляд минус и жирный.
andrey
и всё? больше минусов или плюсов нет?
Limonad
Да я по диагонали пробежалась, как- то все на уровне начальной школы организованно, сомнительно, что дети при этом фундаментальные знания по предметам имеют. Если только ставить целью комфортность пребывания в школе. И вот эта отстраненность учителей тоже странно непривычно. Учитель это призвание.
А сохранение нервной системы, излишнее перенапряжение это не от школы, это от родителей. От их реакции на оценки, экзамены и т.д. Ребенок, особенно в начальной и средней школе учится не для себя и не для учителей, а для родителей. Во всяком случае дети это воспринимают это именно так.
Я считаю опыт России по специализированным школам он уникален, оправдан и терять его нельзя, если ребенок имеет склонности к чему-либо он должен иметь возможность их развивать.
В сухом остатке — всего по чуть чуть и ничего конкретного. Мне такая система образования не подходит.
Добавлю, если бы у меня была девочка я бы еще согласилась на подобное пребывание в школе, мальчиками нет, однозначно.
Комментарий отредактирован: 22 января 2015, 18:14
andrey
Да я по диагонали пробежалась
а прочитать вертикально не судьба? Не читала, но осуждаю не подходит
Limonad
а прочитать вертикально не судьба?
Зачем тратить время, основа понятна. а разбирать по пунктам не вижу смыла.
andrey
Зачем тратить время, основа понятна
Действительно, это же западное образование. Нафига оно нам! )))
Limonad
Т.е. для Вас главное что оно западное, поэтому хорошее? А сравнить не пробовали?
andrey
это вы сравнивать не хотите(Да я по диагонали пробежалась)!!! Я то как раз для сравнения и выставил статью!
andrey
Я считаю опыт России по специализированным школам он уникален, оправдан и терять его нельзя
а что за опыт? чуть подробнее, если можно.
Limonad
Музыкальные школы, художественные, спортивные, языковые, физико-математические.
Limonad
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется.
Меня в 10 классе за пол года до окончания школы освободили от уроков химии, и по физике бы освободили, если бы не обязательный экзамен. Директор подошла и спросила в какой ВУЗ я буду поступать, сказала готовится по необходимым предметам.
Limonad
Я к тому что в любой школе, педагог это основа основ. От пед. коллектива зависит и здоровье детей, и микроклимат, и взаимотношения, и знания и т.д. И вот этого главного в финских школах я не увидела.
andrey
От пед. коллектива зависит
в этом и беда нашей школы. Только женский коллектив…
Limonad
Это плохо, но поправимо. Работа учителя должна быть уважаема и значима для общества. интересно должно быть не только ученику, но и учителю и мужчины придут в образование.
andrey
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
Limonad
Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства.
Для меня литература, всегда была важнее математики. Мне повезло и с классным руководителем и с другими учителями, они это понимали и принимали.И это касалось не только меня. Главное дать качественное базовое образование, а все индивидуальные нюансы учеников как раз и учитывает учитель.
Nonstop
А я вот позавидовала бесплатности процесса, обустроенности школ. Кстати, наш друг Антти — человек образованный и умный, обученный ещё в советское время, и он не высказывал никаких претензий к финской школе. Я ему полностью доверяю. Если кто-то хочет, я могу какие-то вопросы ему задать напрямую, а его ответ процитирую.
Комментарий отредактирован: 22 января 2015, 19:17
Limonad
Плюсы там есть, конечно. Вообще сложно найти только плохую или только хорошую систему образования, что-то будет приоритетным для одних, что-то для других. Я считаю система оценок полученных знаний должна быть, это не должно быть страшно, напряжно, это должен быть обычный школьный процесс.
Limonad
Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Т.е. то к чему пришла наша школа давным-давно они только планируют сделать. Чтение может быть только в начальной школе, литература это уже предмет научающий думать, анализировать, получать жизненный опыт и т.д. Это совсем другой уровень.
Комментарий был удален