Выпусникам разришили писат бесграммотно?
Цитата:
Надо выполнить пять критериев: сочинение должно соответствовать теме; должен быть привлечен литературный материал, то есть при раскрытии темы должна присутствовать аргументация; ученик должен продемонстрировать логику рассуждений — композицию; качество письменной речи и, конечно, грамотность. Объем сочинения не ограничен, минимум 250 слов. Для получения зачета должны быть выполнены три критерия из перечисленных, первое и второе требования — обязательно.
Означает ли сие, что для получения зачета достаточно, например, аргументированно продемонстрировать логику рассуждения (раз критерий) с привлечением литературного материала (два критерий) по выбранной теме (три критерий)? Три критерия, в том числе и обязательные, уже соблюдены, значит грамотность не обязательна? Сочинение зачтут?
Первоисточник.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Москва, 2014
Общие положения
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.)
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Из общих положений вытекает, что действительно может быть ситуация, когда 5-ый критерий незачтен, а за сочинение всё же выставляют «зачтено».
Я всё понимаю, да и сам часто «пешу с ашибками». Но вот так вот разрешать писать безграмотно сочинение по допуску к ЕГЭ — это уже перебор. Либо… — очередная подстраховка с самого высокого уровня. Боятся, что будет много незачётов и возникнут вопросы по качеству образования?
P.S. Прошу прощения за допущенные ашибки :)
— Добавлено 12.11.2014---
Уже с этого года все сочинения будут переводиться в электронный вид и загоняться в базу данных. Этим будут заниматься региональные центры мониторинга.
Если в самой школе для допуска к ЕГЭ оценивание будет на уровне зачет — незачет, то на уровне поступления в ВУЗ, может быть использована 10-бальная оценка сочинения.
Десятибалльная система оценивания используется для оценки итоговых сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов (см. приказ об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам
бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год).
По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и
оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену).
За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения.
Теперь становится понятно: хоть для допуска к ЕГЭ и достаточно получить зачёт по трём критериям из пяти, но, в зависимости от ВУЗа, из-за незачёта за грамотность, например, может нехватить пары баллов для поступления.
----------------------------------------
Александр Живолуп
Специально для tltpravda.ru
Глядя на многочисленные ошибки, встречаюшиеся всюду и допускаемые буквально всеми, становится грустно от качества преподавания русского языка в наших школах.
Но вообще, конечно, ошибки с -ться и -тся недопустимы.
А вообще, если оценка честная, трудно представить того, кто выполнит пункт 1 и 2, но при этом напишет «карова» или «малако».
Мне в школе учителя русского языка давали примерно такие характеристики: «Не знает правил, но обладает фактической грамотностью». То есть ни слова-исключения, ни правила типа «ключика-замочка», как в мультике, я не учил. Писал же без орфографических ошибок за счет начитанности (хорошо читаю с 5 лет).
p.s.: в школе тоже почти не учила правила русского языка, писала как помню :) за что имела твердую четверку по русскому языку. На пятерку надо было их учить все-таки :)
Недавно в одном из магазинов указала консультанту на наличие ошибки (ться, тся), а вчера прочитала в официальной бумажке слово «медецина».
Оказывается, что уже с этого года все сочинения будут переводиться в электронный вид и загоняться в базу данных. Этим будут заниматься региональные центры мониторинга.
Если на уровне школы для допуска к ЕГЭ оценивание будет на уровне зачет — незачет, то на уровне поступления в ВУЗ, может быть использована 10-бальная оценка сочинения.
Десятибалльная система оценивания используется для оценки итоговых сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов (см. приказ об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам
бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год).
По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и
оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену).
За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения
Это был такой гемор для школ. Надо было оперативно распечатать КИМы (оно хоть и электронно, но у экзаменуемого должен быть бумажный дубль). В конце экзаменов собрать со всех компов особые файлы, упаковать, записать на болванку и передатьуполномоченному представителю ГЭК.
И кстати, вообще абсолютно все бланки ответов по всем предметам давно уже сканируются и проверяются уже в электронном виде. Именно поэтому одно из требований на ГИА (ЕГЭ+ОГЭ) — черные гелевые ручки.
Так что выпускникам нужно просто заранее узнавать сколько баллов за сочинение могут дополнительно начислить выбранные ими ВУЗы. Так, например, наш ТГУ уже решил, что максимум будет начислять все десять. А вот какой-то другой тольяттинский вуз (увы на слух сложно запоминать абривиатуры) — только два балла.
А вообще ВУЗы могут дополнительно на основании своих положений накинуть до 20 баллов за какие-то успехи — до 10 за сочинение и ещё до 10 за значок ГТО, спортивные разряды, победы в олимпиадах, медали и т.д. Кстати, со значком ГТО выпускники всей самарской области пролетают — их просто не заказали, а соответсвенно не будет и свидетельств за них, а отсюда и не будет у наших абитуриентов нескольких дополнительных балов, даже если в выбранном ими ВУЗе будут что-то за ГТО начислять. Вот так вот. Даже не знаю кому выпускники должны сказать спасибо.
Рекомендую посмотреть хотя бы до середины okkupantu.net/%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B4/4627-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7-%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%85.html
Пусть Вас не смущает громкий заголовок
Вечером посмотрю полностью.